ENG

Перейти в Дзен
Мнение, Финансы

Как рост спроса на займы «до зарплаты» изменит рынок микрофинансирования

Игорь Смирнов

Игорь Смирнов

Генеральный директор МКК Creditter

На фоне экономической нестабильности и роста инфляции срочные займы стали пользоваться высоким спросом. Это так называемые займы «до зарплаты», которые обычно берут на сумму до 30 тыс. рублей и на небольшой срок. По предварительным оценкам, совокупный портфель действующих микрозаймов за первое полугодие 2022 года мог вырасти примерно на треть. Национальное бюро кредитных историй подсчитало, что выдачи микрозаймов, или займов «до зарплаты», вернулись к уровню «досанкционного» февраля. В мае этого года было выдано 2,38 млн единиц микрозаймов. Общая сумма микрозаймов, которую взяли россияне по состоянию на I квартал 2022 года составила 175 млрд рублей. Такие данные приводит ЦБ РФ.

Павел Бедняков / РИА Новости

Стабильность вопреки

Сегмент срочных займов оказался наиболее устойчивым к кризису по сравнению с другими продуктами МФО, а также банковским потребительским кредитованием. Кроме того, на рынок вышли новые клиенты в связи с ограничением банковского кредитования.

В портфелях микрофинансовых организаций идет перераспределение долей продуктов. Доля срочных займов «до зарплаты» растет за счет сокращения доли крупных займов.

И это вполне объяснимо. Население стало больше тратить денег на фоне укрепления валютного курса рубля и стабилизации цен на продовольственные продукты и товары массового потребления.

В экономической неопределенности людям комфортнее брать небольшие суммы для решения бытовых задач и неотложных покупок. Возвратить микрозайм гражданам гораздо легче, чем обслуживать длинные займы. Заполняя заявки на займ, клиенты стали чаще указывать, что деньги им потребовались срочно.

На данный момент есть все предпосылки к тому, что сегмент срочных займов продемонстрирует самую высокую динамику развития на микрофинансовом рынке до конца 2022 года.

Просто не дай ему уйти

На первый взгляд ситуация в сегменте срочных займов стабильная. Выдачи микрозаймов не снизились даже в летний период, когда потребность в заемных средствах у населения традиционно уменьшается.

Крупные компании имеют многоуровневые системы оценок кредитного риска клиентов. Спрос, который мы видим сейчас, является вполне контролируемым. Нет дополнительных рисков просрочки. К тому же с февраля МФО ужесточили скоринг и стали еще более осторожно выдавать микрокредиты. Клиентская база продолжает расти, причем происходит это в основном за счет качественных клиентов.

Вместе с тем для удержания доли рынка срочных займов и клиентской базы компаниям придется приложить дополнительные усилия.

И в первую очередь нужно увеличивать затраты на тот же скоринг. Причем как на совершенствование технологий, так и на разработку. По оценкам разных экспертов, осенью число рабочих мест в экономике России может существенно сократиться, реальные доходы населения падают. Риск того, что микрофинансовый рынок уже осенью столкнется с ростом просрочки и снижением суммы возврата займов, вполне реален. Ужесточится борьба за платежеспособных клиентов. Компаниям потребуются технологии машинного обучения, предиктивная аналитика в скоринге, чтобы повышать качество анализа риск-профилей заемщиков.

Дальнейшее развитие скоринга необходимо еще и потому, что растет онлайн-спрос на микрозаймы. Драйвером этого процесса стали ковидные ограничения. В результате онлайн-займы заметно потеснили обычные микрокредиты в офисах. Бизнес компаний, которые не смогли одобрять микрокредиты дистанционно, в пандемию оказался под угрозой. Некрупные компании с небольшими портфелями, не выдержав технологической гонки, будут покидать рынок.

В целом выросла актуальность развития технологий с ужесточением конкуренции. МФО, которые изначально специализировались на онлайн-займах, также должны постоянно повышать качество сервиса. На рынок выходят офлайновые компании со своими сервисами по удаленной выдаче займов и финтех-продуктами.

Повышается стоимость привлечения качественных клиентов. С февраля компаниям пришлось изменить рекламные инструменты привлечения клиентов в связи с отключением Google Adwords. На текущем этапе компании увеличивают бюджеты на SEO, контекстную рекламу, рассылки через e-mail и СМС-сообщения, тестируют новые рекламные возможности. Конкуренция за качественного клиента будет продолжать ужесточаться, а рекламные бюджеты расти.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья