ENG

Перейти в Дзен
В мире, Инвестклимат

Как спасти бизнес в пандемию: чему учит опыт Европы

Миру грозит глобальная коронавирусная депрессия — экономике прочат худший из кризисов за многие десятилетия, ведь разрушительное воздействие пандемии на производство, занятость, доходы бизнеса и населения сложно переоценить. Настроения почти панические, особенно в пострадавшей от пандемии Европе, где всерьез обсуждают чуть ли не новый План Маршалла. Еще бы, ведь даже благополучную Германию, по прогнозам экономистов, ждет падение ВВП более чем на 6%, а Греция и Италия упадут на все 10%… Какие меры поддержки европейские власти включили уже сейчас для противодействия кризисным сценариям? И могут ли они пригодиться в борьбе с трудностями российской экономике? Об этом на вебинаре Торгово-промышленной палаты РФ рассказал Артем Генкин, д‑р экон. наук, профессор, президент АНО «Центр защиты вкладчиков и инвесторов», член Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике. Знакомим читателей «Инвест-Форсайта» с ключевыми тезисами доклада.

Фото: depositphotos.com
Фото: depositphotos.com

Помощь на триллионы

Прежде всего меры экономической поддержки бизнесу обещают быть весьма значительными. Объем помощи уже сейчас исчисляется триллионами евро, что вполне соответствует степени тяжести удара, который нанесла пандемия по национальным экономикам.

«Речь идет об экономической блокаде национальных экономик, изоляции и автаркизации географических областей, стран и целых регионов», — говорит Артем Генкин.

По оценкам «Ренессанс капитала», объем бюджетных стимулирующих мер может стоить Германии более 34% ВВП, в Великобритании этот показатель оценили в 15,8%. Европейские власти буквально «заливают» кризисный пожар деньгами.

Так, Германия в том числе выделяет €400 млрд кредитных гарантий корпоративному сектору, в €100 млрд обойдется правительству вхождение в капитал компаний на грани банкротства, еще €100 млрд стоят специальные программы немецкого банка развития KfW.

Во Франции на рекапитализацию стратегических компаний потратят €20 млрд, на поддержку малого бизнеса, пострадавшего от снижения оборота из-за пандемии, направят €7 млрд, на поддержку здравоохранения — €8 млрд, и т.д. 

Великобритания снижает процентные ставки до 0,25%, в 100 млрд ф. ст. обойдется рефинансирование кредитов малого бизнеса, 7 млрд потратят на систему социального обеспечения.

При этом пакеты антикризисных мер все время растут — объем поддержки экономики во Франции за март–апрель 2020 года увеличили с €45 млрд до €110 млрд. Еще в середине марта в Италии на поддержку экономики выделили €25 млрд, а уже 14 мая власти страны одобрили новый пакет стимуляционных мер в размере €55 млрд. В Великобритании в конце марта стало известно об антикризисном пакете для бизнеса ценой 330 млрд ф. ст., в апреле к нему прибавились меры поддержки быстрорастущих технологических компаний на 1,25 млрд.

Меры быстрого реагирования

В условиях кризиса чуть ли не главной задачей становится молниеносное реагирование, ведь лишь так можно максимально сохранить производственный потенциал экономики. В числе первоочередных мер антикоронавирусного госрегулирования, конечно же, оказались налоговые стимулы, прежде всего отсрочки по платежам: в Великобритании выплату НДС перенесли с 20 марта по 30 июня 2020 г., в Италии МСП и самозанятые получили отсрочку до 31 мая по подаче деклараций, уплате налогов и социальных взносов и т.д. 

В ряде случаев налоги могут и вовсе обнулить — в Ирландии до 31 июля так поступили с НДС и таможенными сборами на импорт товаров, предназначенных для борьбы с COVID-19. В Австрии были уменьшены или обнулены авансовые платежи по налогу на прибыль и корпоративному налогу. В Испании сдвинули сроки налоговых проверок, а британские компании с кассовыми разрывами получили право договариваться с налоговиками о приостановлении процедуры взыскания задолженности.

Бизнесу пытаются упростить и получение займов — в Швеции государственная гарантия покрывает 70% от суммы банковского займа, в Австралии гарантии предоставляются МСП и ИП с оборотом до $50 млн (действует ограничение по срокам и суммам займов).

В фокусе поддержка спроса

Целый комплекс мер власти направили на поддержку падающего потребительского спроса, в том числе за счет прямых денежных выплат. К примеру, во Франции родителям остающихся дома из-за закрытия школ детей оплачивали больничный, в Италии нетрудоустроенным положен «экстренный доход» от €400 до €800, а неработающим — €1000 компенсации. В Ирландии потерявшим работу сотрудникам и самозанятым выплачивали €203 в неделю в течение полутора месяцев.

Отчаянно пытаются бороться и с безработицей, ведь даже при оптимистичном сценарии ее уровень в Евросоюзе вырастет до 7,6%. Пессимистический же прогноз предполагает потерю занятости для 26% работающих европейцев.

«Во Франции, Швеции, Ирландии и некоторых других странах государство возмещает компаниям зарплату, которая выплачивается сотрудникам, работающим по сокращенным часам, чтобы свети увольнения к минимуму. Это крайне важная мера поддержки в области трудоустройства и занятости», — говорит Артем Генкин.

На поддержку от государства также могут рассчитывать самозанятые, к примеру: на Кипре в случае приостановки деятельности они получают пособие от €300 до €900 в месяц, а в Хорватии и Италии для них отменили подоходный налог.

Помощь как новый риск

Меры поддержки экономики неизбежно отзовутся не всегда очевидными эффектами. Как отмечает Артем Генкин, ставшие ответом на вызовы пандемии программы помощи будут способствовать деофшоризации экономики.

«В большинстве стран особо оговорено: только резиденты являются реципиентами программ государственной поддержки», — уточняет он.

Последствия реализации государственных мер антипандемической поддержки могут оказаться не самыми позитивными: так, поддержка предприятий в наиболее пострадавших отраслях порой оказывается питательной средой для коррупции и лоббизма, уточняет эксперт, что в некоторых странах уже спровоцировало дискуссии о целесообразности поддержки определенных компаний.

Дискуссионным остается и вопрос о необходимости поддержки отраслей, которые очевидно не готовы пережить пандемию и вряд ли смогут восстановиться даже после ее окончания как минимум с прежними объемами доходов и уровнем занятости.

«Европа пытается ценой любых затрат сохранить прежние рабочие места даже в секторах, полностью уничтоженных пандемией, не пытаясь субсидировать переподготовку и перепрофилирование кадров», — отмечает Артем Генкин.

Между тем именно такой подход помог бы в будущем избежать гарантированной люмпенизации для потерявшей занятость и живущей за счет пособий части населения. Отчасти он реализуется в Швеции, где переориентацию предприятий поддерживают на государственном уровне, выделив на эти цели 39 млрд крон.

Опыт для России

Инвентаризация программ помощи и поддержки зарубежного бизнеса в условиях коронакризиса может пригодиться и в разработке дополнительных мер защиты российской экономики. Как уточнил в завершении вебинара председатель Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике Владимир Гамза, представленный Артемом Генкиным в рамках доклада материал будет использован для подготовки предложений по поддержке бизнеса к правительству РФ от ТПП. На руку здесь играет и временной лаг, благодаря которому отечественный бизнес столкнулся с карантинными ограничениями несколько позже, чем, например, Евросоюз.

«Мы лучше подготовимся к борьбе с кризисом, если будем знать, какие меры принимали те, кто вступил в этот шторм раньше, чем Российская Федерация», — уточняет Артем Генкин.

И первоочередной задачей в этих условиях, уверен он, безусловно, оставалась поддержка населения как наиболее пострадавшего от медицинских аспектов пандемии. Однако дальше, спустя две, три или даже четыре недели, оправданным был бы запуск второй стадии мер, направленных уже на сохранение бизнеса.

«Сейчас мы наблюдаем лишь первую стадию антикризисных мер. У бизнеса может быть чуть больше накопленных резервов, но, на мой взгляд, их объемы не превышают в среднем нескольких недель. У нас не скакнула так резко безработица, как в США, не пришлось производить такие массивные бюджетные траты на собственно медицинской стадии антикризисной борьбы, как, например, в Италии, социальные задачи урегулированы, и значит, время вводить вторую стадию мер поддержки», — резюмирует Артем Генкин.

Автор: Ольга Блинова

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья