2020 год оказал значительное влияние на привычный образ жизни людей. И это вовсе не громкая фраза, а реальность, с которой столкнулись жители всей планеты в первом полугодии уходящего года. Мировые издания называют 2020 год худшим в истории, около 60% россиян считают, что эти 12 месяцев были самыми ужасными в их жизни. В 2020 году действительно произошло множество негативных событий, начиная от обострения геополитической обстановки и межэтнических конфликтов, локальных боевых действий и природных катаклизмов, заканчивая глобальной проблемой современности — распространением пандемии COVID-19.
Сегодня, наверное, нет ни одной отрасли экономики, на которую так или иначе не повлиял бы коронавирус. Большинство секторов, а именно: производственный сектор, туристическая отрасль и гостиничный бизнес, пассажирские и грузовые авиа- и сухопутные перевозки, логистика и прочие — вошли в перечень наиболее пострадавших в результате распространения коронавирусной инфекции.
Наибольшие убытки понесли авиаперевозчики. По итогам первого полугодия 2020 года российские и международные компании перевезли в два раза меньше пассажиров, чем в 2019 году. При этом максимальные потери пришлись на апрель-май: именно в это время вступили в силу ограничения, запрещающие международные перевозки. Число внутренних рейсов тоже сократилось. В общей сложности пассажиропоток снизился приблизительно на 90%, что привело к колоссальным операционным убыткам. В первом полугодии 2020 года потери составили 121 млрд рублей, общегодовые убытки, скорее всего, приблизятся к 200 млрд рублей.
Пассажирские железнодорожные перевозки также пострадали из-за распространившейся пандемии. Конечно, в несколько раз меньше, чем авиакомпании, однако вполне ощутимо: в первом полугодии перевозчики потеряли 46,6 млрд рублей. Убытки понесли пассажирские и грузовые компании, осуществляющие деятельность на железных дорогах, и логистический блок. Итоги работы железнодорожной отрасли за 2020 год будут подведены в январе 2021-го. Однако несмотря на то, что в настоящее время перевозки внутри страны осуществляются в штатном режиме, временные ограничения в апреле-июне серьезно повлияют на окончательные финансовые результаты перевозчиков.
Общая транспортная логистика страны также переживала и продолжает переживать кризис. Закрытие границ в марте 2020 года привело к существенному снижению числа поставок по наиболее важным «транспортным артериям» — через Европейский союз и Китай. В период действия режима самоизоляции объемы непродовольственных грузоперевозок снизились на 40–50%. Из-за разрыва цепочек поставок нарушился баланс экспорта и импорта. Российские товары подолгу задерживались на складах, а импортная продукция простаивала на границах, из-за чего увеличивались сроки доставки, а транспортно-логистические компании теряли прибыль.
В это же время началось активное развитие сферы курьерской доставки. Спрос на покупки в интернет-магазинах в 2020 году резко увеличился. Особенно популярными товарами среди населения стали средства индивидуальной защиты, косметика, детские товары и спортивный инвентарь. После снятия ограничений люди продолжили активно пользоваться сервисами по доставке продуктов питания и готовой еды. На сегодняшний день 43% россиян стабильно используют различные агрегаторы для заказа товаров на дом. Скорее всего, популярность такого вида транспортных услуг будет и дальше расти.
Сейчас транспортная отрасль, как и другие секторы экономики, пребывает в кризисном состоянии. Государством приняты меры финансовой поддержки бизнеса. Тем не менее уже заметны первые шаги на пути к восстановлению деятельности до «докарантинных» масштабов. Как минимум логистические цепочки практически полностью возобновлены, а на границах стран не наблюдается задержек товаров.
Удержаться на рынке в столь непростых экономических условиях смогут те компании, которые умеют оперативно приспосабливаться под изменяющиеся реалии ведения бизнеса. Большая часть бизнес-процессов, скорее всего, перейдет в онлайн. Вероятно, драйвером роста станет интеграция или слияние различных транспортных и логистических компаний в целях оптимизации работы и сокращения издержек.
При условии, что локдаун не повторится, а внутренние границы России и стран-партнеров будут открыты, транспортная отрасль сможет практически полностью восстановиться и выйти на устойчивый темп роста прибыли в середине 2021 года.