ENG
Добавить в избранное
Инвестклимат, Мнение

Как транспортная система региона влияет на развитие бизнеса

Всеволод Морозов

Всеволод Морозов

Директор по аналитике и планированию Simetra

Транспортную сеть в контексте как города, так и страны, нередко сравнивают с кровеносной системой для организма: если она в порядке, все функции и жизненно важные органы работают хорошо. Но даже один тромб, а применительно к городу — отсутствие транспортной системы, может поставить под угрозу весь организм. 

Алексей Даничев / РИА Новости

История и современность убедительно доказывают нам, что транспортные пути и деловая активность неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны. И вопрос, что важнее — транспорт или уровень экономического развития, похож на философский вопрос о курице и яйце.

Крупнейшие в истории человечества центры торговли возникали на сосредоточении речных, морских и сухопутных путей. Но есть и примеры обратного влияния, когда расцвет того или иного ремесла приводил к появлению инфраструктуры для эффективного производства и обмена товарами. Впрочем, если в определенный момент не происходила перестройка и диверсификация, то подобные центры торговли приходили в упадок. Как правило, это было связано с прекращением добычи полезных ископаемых и невозможностью запуска новых драйверов для развития.

Наиболее удачным современным примером можно назвать Сингапур и ОАЭ. Первый еще в середине прошлого века представлял собой остров с рыбацкими деревнями, однако сумел сначала превратиться в международный хаб, а со временем начал активно развивать наукоемкое производство. У Эмиратов путь еще сложнее. Регион сумел грамотно распорядиться поступающими нефтегазовыми доходами: сначала создал всю социальную инфраструктуру для повышения качества жизни населения — от школ и больниц — и постепенно диверсифицировал свою экономику. В результате доходы от нефти теперь не являются основными для страны, а конкретно в Дубае составляют, по различным оценкам, менее 1%. Понимая, что для развития бизнеса необходима качественная инфраструктура, власти в ОАЭ создали одни из лучших и наиболее высокотехнологичных аэропортов и морских портов в мире.

Катализатор для бизнеса?

Так что же является секретным ингредиентом успеха? Скорее всего, правильный ответ на этот сложный вопрос звучит так — политическая воля. Вы не сумеете выстроить конкурентоспособную экономику и не привлечете бизнес-партнеров, если находитесь в труднодоступном месте и до вас не добраться. Точно так же не получится достичь желаемого, если построить разветвленную транспортную сеть, но не обеспечить условия для повышения качества человеческого капитала и привлекательного инвестиционного климата для того, чтобы способствовать развитию прилегающих территорий. В этом случае созданная транспортная инфраструктура станет дополнительной обузой, так как будет в конечном счете требовать все больше денег на ее содержание.

Развитый транспортный комплекс — хороший катализатор роста для экономики в регионе. Повышение транспортной доступности каждого района способствует экономическому росту города в целом и конкретных компаний в частности. И наоборот, если город ежедневно стоит в пробках, деловая активность будет снижаться. А ухудшение качества жизни, на которое прямо влияет неблагоприятная транспортная ситуация, будет способствовать оттоку населения. Это очень хорошо видно на примере ряда американских городов, проживание в которых за пределами автомобиля подчас практически невозможно.

При этом реализация мер даже на микроуровне может привести к расцвету того или иного бизнеса. Стоит сделать какую-то улицу в центре города пешеходной, убрать оттуда автомобили и организовать удобный доступ с помощью общественного транспорта, вокруг нее в считанные месяцы активизируется малый бизнес: появятся кафе, откроются новые магазины и другие площадки для досуга. Однако необходимо фокусироваться всё-таки на комплексном развитии, а не создавать «островки цивилизации».

Или барьер?

Но то, что может послужить драйвером развития в одном случае, может стать существенным барьером в другом. Не секрет, что транспортная система напрямую влияет на поведение потребителей, количество и распределение деловых центров, уровень деловой активности, развития бизнеса и промышленности в регионе. В наиболее комфортных для проживания городах численность населения растет даже в тех странах, которые сталкиваются с негативными демографическими тенденциями.

И наоборот, плохо работающая система общественного транспорта тормозит развитие города. В качестве наиболее яркого примера здесь можно привести Санкт-Петербург, а точнее его агломерацию — вторую по численности населения в стране, в которой, однако, темпы развития транспортной инфраструктуры оставляют желать лучшего.

«Человейники» в Кудрово и Мурино уже стали «притчей во языцех» для всех специалистов в области градостроительства и транспорта. Формально данные территории расположены на территории другого региона — Ленинградской области, однако Санкт-Петербург активно создает еще один, похожий, в районе Усть-Славянки. Подобные районы фактически оказываются отрезанными от других локаций, что негативно влияет на качество жизни местных жителей. Плохо встроенные в общегородскую систему жилые кварталы оказываются обособленными, замыкаются сами на себя и в некотором смысле превращаются в гетто. Как правило, это ведет к деградации конкретных районов, а в конечном счете становится проблемой для города в целом.

Безусловно, предугадать потребности, которые будут у горожан через 25–30 лет, достаточно трудно, поэтому акцент с попыток угадать будущее смещается на его формирование и проактивные действия. Опыт как зарубежных стран, так и нашей истории показал, что в большинстве случаев развитие транспортной инфраструктуры запаздывает. То есть необходимо формировать транспортное поведение, а не пытаться его угадать и подстроиться. В то же время, для того чтобы заниматься «управлением будущем», необходимо разобраться с проблемами в настоящем.

Этого нельзя сделать без комплексного и беспристрастного анализа существующей ситуации. Современные программные комплексы и накопленный годами опыт транспортных инженеров позволяют и найти решения для текущих проблем, выявив узкие места в транспортной системе, и предложить варианты развития системы с учетом различных факторов, в том числе финансовых ограничений. Однако самым важным фактором успешного развития транспорта является всё-таки политическая воля — если она есть, то будут решаться как существующие проблемы, так и создаваться условия для того, чтобы не возникали новые.


Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Наши телеграм-каналы:
Стартапы и технологии
Новые бизнес-тренды
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья