ENG

Перейти в Дзен
Мнение, Финансы

Как удаленная идентификация повлияет на банковский рынок?

«Инвест-Форсайт» продолжает тему удаленной идентификации клиентов банков, которая вводится в России с 1 июля 2018 года. Эксперты рынка отвечают на вопрос журнала о последствиях УИ для банковского сектора. 

© РИА Новости / Алексей Филиппов

Михаил Сахин, председатель правления Геобанка 

— Многие банки сосредоточат свои усилия и ресурсы на развитии канала удаленного обслуживания клиентов. В краткосрочной и среднесрочной перспективе последствия для банковского рынка будут практически неощутимы. Финансовый рынок достаточно консервативен. Потребуется время на отладку самого процесса работы с новыми технологиями. Кроме того, механизмом удаленной идентификации воспользуются в первую очередь технически подкованные и готовые к инновациям граждане, а таких клиентов в банковском секторе немного. В долгосрочной перспективе, безусловно, возможность удаленной идентификации будет способствовать развитию онлайн-сервисов.

Александр Махнев, руководитель проекта «Биометрическая идентификация» в Уральском банке реконструкции и развития (УБРиР)

— Это позволит оказывать клиентам все нефинансовые и часть финансовых услуг в дистанционном канале без участия оператора, с использованием автоматических речевых сервисов.

Андрей Чуйко, директор департамента ИТ АКБ «Новикомбанк»

— Гражданам внедрение удаленной идентификации прежде всего даст доступ к услугам и продуктам банков, которые не всегда могут быть представлены в том или ином регионе или населенном пункте. В то же время с точки зрения банков — это возможность расширить свою клиентскую базу. Также удаленная идентификация создает почву для разработки новых банковских продуктов, развития дистанционных банковских сервисов, которые могут стать конкурентным преимуществом в борьбе за клиентов. И конкурентное преимущество получат те банки, которые смогут предложить не только лучшие условия по продуктам, но и лучший клиентский сервис. Специалисты «Новикомбанка» сейчас всесторонне изучают вопрос внедрения технологии удаленной идентификации клиентов и ее практическое применение.

Кирилл Ципривуз, партнер юридической компании «Стороженко и партнеры»

— По сути, этот закон закрепляет правоотношения между клиентом и банком и помогает первым защищать свои права в случае их нарушения или совершения мошеннических операций, которые в последние несколько лет уже мало кого удивляют. Удаленная идентификация никак не повлияет на количество филиалов банковских сетей, по крайней мере в ближайшие пару лет: спрос на них есть и будет, поскольку вклады все равно нужно будет получать или вносить, совершать обменные операции с валютами. Не будем забывать про пенсионеров и людей в небольших, удаленных от центра населенных пунктах, которые не имеют круглосуточного доступа к современным гаджетам. Также не думаю, что с вступлением нового закона в силу российский финансовый рынок изменится. В ушедшем году мы наблюдали массовый отзыв лицензий даже у вполне благонадежных с виду банков, в наступившем году «зачистка» будет продолжаться, но все эти меры направлены на оздоровление и стабилизацию банковского сектора. В целом, крупным банкам ситуация на руку: этот закон даст им еще больше возможностей манипулировать рынком, а вот малым банкам придется еще сложнее, для них требования ужесточатся. Удаленная идентификация банковских клиентов потребует от банкиров внедрения дополнительных технологических решений, возможно, в части сертификации и изменения самих продуктов. Появится новый центр сертификации программного обеспечения для удаленной идентификации, будут введены новые сборы за сертификацию. Все это стоит денег, и тут снова выиграют крупные банки.

Анастасия Мухачёва, риск-директор проекта «Совесть»

— Если брать весь российский рынок финансовых и банковских услуг, то на быстрый и массовый переход на удалённую идентификацию рассчитывать не стоит. Для внедрения технологии необходимо наличие у банков определенной внутренней инфраструктуры и соответствующих специалистов; процесс будет сложный и длительный. Но в долгосрочной перспективе большие изменения произойдут в способах обращения банков к клиентам, скорости обработки информации, безопасности. Потребительские беззалоговые кредиты станут доступнее, так как всю необходимую информацию для оценки платежеспособности человека можно будет получить удаленно. Вырастет конкуренция среди финансовых и кредитных организаций. И преимущество будет за теми, кто сможет обеспечить высокий уровень обслуживания и удобство бизнес-процессов при удобной ценовой политике. В будущем можно ждать появления новых методов проведения платежей через биометрию.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья