Роль эйчара серьезно изменилась за последние 10 лет. С 2010-х управление персоналом претерпело многочисленные изменения: изменились демографические показатели рабочей силы, сократилась численность населения трудоспособного возраста во многих странах с развитой экономикой, больше внимания стало уделяться проблемам равенства в оплате труда и отношению к сотрудникам.
По мере развития этих изменений и внедрения новых технологий росли ожидания работников с призывом к организациям делать больше для улучшения жизни людей: решать социальные проблемы, смягчать непредвиденные последствия внедрений новых технологий, а также проявлять справедливое и этичное поведение на рабочих местах.
Кроме того, от массового внедрения технологий начали возникать негативные побочные эффекты — многие сотрудники считали, что новые технологии займут их рабочие места. К 2017 году, по мере того как напряженность в отношениях между людьми и технологиями продолжала нарастать, стало очевидно, что потребуется еще более радикальная трансформация, которая позволит людям и технологиям эффективно работать вместе.
К 2020 году искусственный интеллект достиг такого уровня, что уже может превзойти человека при выполнении различных задач. Однако он не заменил сотрудников: наоборот, появились суперкоманды — наличие искусственного интеллекта в коллективе, то есть сочетание человеческого труда и использование современных технологий. Всего за 10 лет фокус с новых структурных организаций перенесся в социальную ответственность бизнеса в рабочих процессах. А за последние полтора года появился новый взгляд, который объединил человека и технологии, состоящий из трех направлений изменений внутри организаций:
- Воспитание чувства сопричастности на фоне стремления к индивидуальности и вкладывание осмысленной цели в работу;
- Создание устойчивости в мире изменений и переквалификация сотрудников в целях долгосрочного успеха;
- Смелые действия в эпоху неопределенности и уверенный взгляд в будущее.
Эти три направления изменений представляют новый набор атрибутов, которые демонстрируют, что значит быть по-настоящему социально-ответственным бизнесом в работе.
Кадровые изменения в 2021 году
Цель любой организации — не просто выживать, а процветать, даже в период неопределенности. Рассмотрим, какими способами этого удалось достигнуть.
- Well-being. Поскольку в период эпидемии COVID-19 границы между работой и личной жизнью стали еще более размытыми, руководители начали пытаться внедрить well-being-программы в работу для улучшения ментального здоровья сотрудников.
- Раскрытие потенциала работника. Во время вспышки COVID-19 руководители призвали работников расширять свои обязанности и брать на себя любые задачи, которые необходимо выполнять. Работники показали, что способны реализовать собственный потенциал там, где никто от них этого не ожидал.
- Суперкоманды. Командная работа стала главным приоритетом организаций. Сейчас у руководителей появилась возможность использовать полученный опыт для формирования «суперкоманд», позволяющих перейти на новые принципы работы благодаря оптимальному сочетанию труда человека и современных технологий.
- Планирование персонала. Планирование персонала в привычном для многих организаций виде серьезно ограничивает способность организации выживать в условиях кризиса, не говоря уже о дальнейшем процветании. Стратегический взгляд на планирование персонала, анализ информации и видение перспектив помогут организациям с уверенностью встречать перемены.
- Новая роль HR. Вспышка COVID-19 повсеместно вынудила HR-команды немедленно приступить к реализации мероприятий по преодолению кризиса и укреплению доверия сотрудников. Таким образом, HR-команды обеспечили себе достаточный кредит доверия, чтобы от привычного управления процессами жизненного цикла сотрудников перейти к проектированию работы в новых условиях.
Появление новых приоритетов и тенденций
За последние годы появились новые тенденции в эйчаре. Сотрудники начали брать на себя инициативу, устанавливая личные границы и информируя о потребностях в отношении обеспечения своего благополучия.
Команды сделали возможным сплочение работающих в них людей. Когда команды объединены общей целью, различия во мнениях по вопросам, не связанным с этой целью, становятся менее актуальными, а различия во мнениях относительно того, как достичь цели, становятся основанием для разумных дискуссий, а не источником разногласий.
На руководителей легла ответственность не только за инвестиции в благополучие сотрудников, но и за последовательное включение задач, связанных с его повышением. Согласно данным исследования Deloitte, 80% опрошенных организаций считают важным благополучие как часть работы. Поэтому необходимо работать, укрепляя связь между благополучием и организационными результатами, способствуя росту сопричастности, к которой стремятся 49% опрошенных организаций.
Наиболее преуспевает — по результатам эйчар-исследования по регионам — Азия, набрав более 80% оценок по всем трендам и тенденциям. Самая сильная эволюция роли эйчар произошла в Азии и в странах Латинской и Южной Америки — 87,1% и 84% соответственно. Для стран Центральной и Восточной Европы практически нехарактерно создание суперкоманд, но сопричастность и вовлеченность являются одним из самых важных и явных трендов за последнее время — 78,4% и 77% соответственно. В случае России трендами последнего года стали переход на гибридный график работы, управление эффективностью и мотивацией на расстоянии и забота о сотрудниках.
Тренды и подходы в разных индустриях
Рассмотрим индустрии и отрасли на наличие своеобразных и особенных подходов в эйчаре, о которых расскажут HR-специалисты компаний.
Табачная отрасль
«Кальянная подотрасль является более молодой, чем табачная отрасль в целом. Это отражается на внутренних процессах: гибкий подход к организации рабочего времени и рабочего пространства.
В офисе Duft Tobacco есть покерный стол, где ребята могут поиграть по пятницам. У нас есть диджейский пульт для того, чтобы проводить для персонала вечеринки раз в месяц. Мы понимаем, что, помимо наличия хорошей зарплаты, сотрудникам должно быть еще и весело — они все-таки молодые ребята.
Тренды эйчар в табачной индустрии? Это более неформальный подход к построению внутренних процессов и отсутствие дресс-кода в офисе. Также в нашей компании есть внутреннее обучение. Мы создаем кадровый резерв, а не привлекаем его извне.
Моя роль как эйчара изменилась по сравнению с предыдущими местами работы — здесь я не просто «кадровик» в классическом его понимании, а скорее бизнес-партнер. Раньше я была больше ответственна за подбор, сейчас внимание идет на внутренние коммуникации, нематериальную мотивацию, развитие сплочения и адаптацию персонала, а также мой руководитель дает больше свободы в принятии бизнес-решений в отношении HR-политик и вектора развития компании с точки зрения HR-процессов.
Наши сотрудники открыто предлагают руководителям свои идеи и знают, что могут быть услышаны. Есть очень много примеров, когда мы внедряли проекты и предложения от наших коллег, и они были достаточно успешными», — комментирует Мария Луговская, HR-директор DUFT Tobacco.
Отрасль доставки
«Говоря о главных трендах на рынке доставки, можно выделить два направления: активное привлечение и удержание. Наши силы сейчас особенно направлены на снижение текучести персонала и его удержание, как и во всех массовых профессиях.
Основной тренд в наших эйчар-практиках — скорость: нам нужно максимально быстро работать с кандидатами. До пандемии процесс подбора и оформления нового сотрудника занимал в среднем до трех дней, сегодня мы делаем это за день. Поэтому мы разрабатываем системы, которые позволяют нам быть быстрее: чат-боты, автоматизация, лидогенерация.
Также мы направляем немало сил на обучение руководителей и команд коммуникациям (работа с возражениями, в кризисных ситуациях и т.д. ). Потому что курьер — достаточно стрессовая и эмоциональная работа. В часы пик, когда клиенты особенно активно делают заказы, важно, чтобы команда работала сплоченно.
В большинстве отраслей автоматизация направлена на упрощение процесса коммуникации. В других индустриях сегодня большее внимание уделено скорее вопросу удержания кадров, заботе о сотрудниках. Одно из таких направлений — страхование от несчастных случаев и добровольное медицинское страхование.
Помимо заботы о курьерах в виде страхования, мы задумываемся об их удобстве в процессе сотрудничества с нами: комфортная форма, легкие сумки, удобные велосипеды», — говорит Евгения Корнилова, руководитель департамента по работе с массовыми профессиями в «Самокат».
Таким образом, роль HR-специалиста кардинально изменилась за последние несколько лет. Акцент все больше делается на улучшение внутренних коммуникаций, поддержание хорошего психологического климата в коллективе и помощи сотрудникам. По данным опросов Gartner, 16% работодателей в настоящее время используют технологии, которые помогают им регулировать внутренние коммуникации и позволяют сотрудникам быть на связи в любое время. Благодаря грамотному выстраиванию этих процессов органично увеличивается эффективность и прибыльность компании.