ENG
Перейти в Дзен
Мнение, Технологии

Как выбрать облачного провайдера?

Сергей Зинкевич

Сергей Зинкевич

Директор по развитию сервисов «КРОК Облачные сервисы»

Вероятно, вы уже наслышаны о всех преимуществах, которые предоставляют облачные технологии. И даже готовы перенести часть систем или всю инфраструктуру в публичное облако, чтобы избавить себя от непрофильных затрат. На что обратить внимание на начальных этапах и как выбрать правильного провайдера, которому можно доверить самые важные сервисы, — советы дает Сергей Зинкевич, продакт-менеджер КРОК «Облачные сервисы».

Чтобы проверить квалификацию облачного провайдера и еще до миграции понять, сможет ли он обеспечить постоянную доступность бизнес-сервисов для ваших клиентов, вовсе не нужно быть гуру в ИТ. Достаточно задать несколько простых вопросов.

Могу ли я начать пользоваться облаком прямо сейчас?

Ключевое преимущество, о котором вспоминают в первую очередь в контексте облаков, — скорость предоставления ресурсов. Если для некой бизнес-задачи нужен любой объем вычислительной мощности, то из облака уважающего себя провайдера его можно получить буквально за несколько минут. И напротив, если компания, к которой вы обращаетесь, не реагирует оперативно на запрос, стоит задуматься о качестве услуг поставщика.

Насколько облако мощное? Готово ли оно справиться с высокими нагрузками?

Подразумевается, что мощностей в облаке избыточно. Для заказчиков это некий бесконечный пул ресурсов. Чтобы не разочаровать клиентов возможной задержкой в предоставлении ресурсов, мы всегда следим за скоростью роста потребления и планами на ближайший месяц и квартал. Исходя из полученных данных, делаем закупки и добавление оборудования. Таким нехитрым способом получается соответствовать высоким ожиданиям наших заказчиков.

Насколько защищена облачная платформа?

От ошибок в работе оборудования и выхода из строя систем не застрахован никто. Сбои случаются, и важно знать, как реагирует на них провайдер, в каком объеме он гарантирует доступность систем, размещенных в облаке. Этот параметр фиксируется в соглашении об уровне сервиса (SLA, Service level agreement) и говорит об ожидаемой доступности сервиса в течение года. Желательно, чтобы уровень доступности был в диапазоне от 99,9 до 99,95 — это подтверждает высокую устойчивость облачной платформы к различным авариям. О надежности облачной платформы также свидетельствует количество центров обработки данных, на базе которых она работает. Их должно быть не меньше двух, чтобы даже выход целого здания одного из дата-центров не мог нарушить работу в облаке клиентских сервисов. Также стоит обратить внимание на сертификацию дата-центров. Uptime Institute — самая уважаемая в мире организация по сертификации дата-центров — разделяет центры обработки данных на несколько категорий. По степени отказоустойчивости ЦОД сертифицируют по уровням от Tier I до Tier IV (от менее надежных до максимально отказоустойчивым, используемым, например, в сейсмоактивных зонах). Также нужно учесть, на каком этапе жизненного цикла дата-центра провайдер провел сертификацию. Это возможно на этапе проектирования дата-центра, на этапе уже построенной инженерной и вычислительной инфраструктуры, на этапе эксплуатации дата-центра заказчиками. При выборе облачного провайдера ориентируйтесь на уровень TIER III (он оптимален для коммерческих объектов) c сертификатом по эксплуатационной устойчивости (Gold Certification of Operational Sustainability). Данный сертификат подтверждает, что в ЦОД верно выстроены все процессы эксплуатации, регламенты обслуживания соответствуют мировым практикам, команда профессионально отрабатывает запросы клиентов.

Будет ли работать сервис в облаке без перерывов? Будет ли провайдер информировать о заранее о сервисных работах в облаке?

Любой провайдер, например оператор домашнего интернета, обещает клиентам, что его услугами можно будет пользоваться постоянно, 24 часа в сутки. Исключением являются какие-то несчастные четыре часа в год, когда провайдер будет проводить сервисные работы. Вроде бы срок незначительный, но что если именно в этот момент клиенты заказчика не смогут провести оплату, сотрудники телемаркетинга не свяжутся с потенциальными покупателями, а в CRM не будут заведены заявки? 4 часа простоя в самый неподходящий момент — как минимум недополученная прибыль, как максимум потеря лояльности клиентов. Профессиональный провайдер облачных услуг не допускает такой ситуации. Он проводит сервисные работы незаметно для пользователей либо заранее предупреждает их. Регламент проведения работ также должен быть подробно расписан в SLA.

Провайдер действительно готов работать 24×7х365?

Многие игроки на рынке заявляют, что работают круглосуточно и без выходных. Так ли это в реальности? То, как работает техническая поддержка, легко проверить еще до этапа миграции в облако. Просто запросите документ, описывающий процесс эскалации заявок. В нем должны быть указаны контакты прикрепленного менеджера или всей облачной команды. Если заявка оставлена без внимания, клиент вправе позвонить, в том числе в нерабочие дни, выбрав для себя наиболее удобный канал коммуникации (например, мессенджер).

Провайдер работает по-честному? Нет ли «накруток»?

Облако легко тарифицируется. Например, в нашем облаке раз в час можно выгрузить отчет о потребленных услугах и понять, сколько необходимо за них заплатить. Здесь работает примерно такая же биллинговая система, что у операторов мобильной связи. Если клиент не пользуется ресурсами, то ничего не платит. Как только появляется активность с его стороны, биллинг автоматически начинает считать. Важно при этом понять, насколько правдивы показатели биллинга. Объективной оценкой того, что система работает корректно, является сертификат, выданный регулятором. Вы можете запросить его перед тем, как подпишете контракт с провайдером облачных услуг.

Поможет ли мне провайдер при решении нестандартных задач? 

Наконец, квалифицированный облачный провайдер — в первую очередь партнер, с которым можно обсудить потребности бизнеса. Он подскажет, что стоит изменить в самом сервисе, чтобы улучшить его работу в облаке. В частности, предложит сделать его архитектуру более распределенной. Не будем вдаваться в глубокие технические подробности, скажем только, что за счет такой архитектуры сервисы работают более стабильно. Их адаптация под облачную среду — то, за чем можно и нужно обращаться к провайдеру. Ведь поставщик услуг также заинтересован в том, чтобы сервисы работали с большей отдачей для клиента. От этого зависит успешность всего облачного проекта.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья