ENG
Аналитика

Как заработать на росте шеринговой экономики?

Шеринговая экономика (sharing economy) — модель взаимодействия между продавцом и покупателем товаров/услуг, основанная на совместном использовании и аренде вместо полноценного владения.

Как заработать на росте шеринговой экономики?
Саид Царнаев / РИА Новости

Офлайн- и онлайн-шеринговые площадки позволяют людям обмениваться навыками и опытом, различными товарами и услугами, привлекать финансирование. По оценкам PricewaterhouseCoopers, до 2025 года глобальный рынок шеринговых услуг будет расти в среднем на 30% ежегодно и достигнет $335 млрд. За последние 10 лет шеринговые компании достигли значительного успеха, пройдя путь от стартапов до многомиллиардных компаний. В 2019 году одни из крупнейших представителей сектора, Uber и Lyft, вышли на IPO, предоставив возможность каждому инвестировать в быстрорастущую шеринговую экономику. До конца года первичное размещение также планируют провести Airbnb, WeWork и другие компании с мировым именем.

Экономические отношения, основанные на совместном использовании, зародились после экономического кризиса 2008 года и быстро проникли во многие сферы экономики. Создателями шеринговой экономики стало поколение миллениалов, которое активно применяет цифровые технологии и использует социальные сети, а также предпочитает более экономно, рационально и эффективно распределять материальные ресурсы. Успешная платформа для шеринга основывается прежде всего на доверии: между создателями сервиса и потребителями товаров и услуг при взаимодействии по принципу b2c (business-to-client) или между организатором платформы, потребителями и поставщиками при взаимодействии по принципу с2с (client-to-client). 45% всех существующих в настоящее время шеринговых сервисов были созданы в США, которые являются одной из самых либеральных экономик в мире. Как следствие, именно в США наибольшая доля населения активно пользуется данными сервисами.

Источник: Statista, расчет QBF

Среди факторов, которые помогли шеринговым сервисам войти в нашу жизнь, можно назвать следующие:

  1. Рост популярности цифровых платформ и устройств сделал возможным совершение транзакций в режиме онлайн, а платежи стали более точными и быстрыми. Это способствовало сокращению транзакционных издержек. Кроме того, благодаря развитию алгоритмов начало работать динамическое ценообразование.
  2. Преобладание среднего класса со средним уровнем дохода и увеличение доли населения старшего и пенсионного возраста. Шеринговые сервисы позволяют людям получать доступ к товарам и услугам, которые они не могут себе позволить приобрести в обычной ситуации.
  3. Стремление использовать материальные ресурсы более эффективно и рационально. Согласно исследованиям Еврокомиссии, около 74% автомобилей на дорогах мира используются только одним водителем, в то время как владельцы могли бы получать дополнительный доход даже в то время, когда не пользуются им сами, что позволило бы им окупить издержки обслуживания транспортного средства.
  4. Изменение отношения к праву собственности. Если раньше обладание вещами и имуществом было признаком статуса, то миллениалы так не считают. По данным опроса, в США 43% населения склонны полагать, что владение чем-либо является проблемой, поскольку выбор требует времени, а стоимость актива зачастую бывает высокой и не оправдывает покупки, если нет в ней постоянной необходимости. За фактическое использование товара или актива платить намного удобнее и выгоднее, чем нести издержки на протяжении всего срока владения. Кроме того, модель совместного использования позволяет менять вещи и выбирать других людей, оказывающих те или иные услуги, если предыдущий опыт использования сервиса им не понравился.
  5. Низкие барьеры для входа в отрасль, поскольку создание шеринговой платформы не требует высоких первоначальных инвестиций или активов.

Таблица 1. Шеринговые сервисы в различных отраслях экономики

Источник: QBF

Наиболее распространены шеринговые сервисы в США и Китае. По некоторым оценкам, к 2021 году число пользователей подобных сервисов в Соединенных Штатах вырастет до 86 млн чел., а ежегодный рост рынка составит в среднем 17%. Объем китайского рынка шеринговых услуг за последние 5 лет с 2014 года по 2018 год увеличился в 6 раз, т.е. в среднем ежегодный рост составил 55%. Китайское правительство рассчитывает, что в течение нескольких лет экономика совместного использования будет составлять 10% ВВП страны.

Источник: Statista, AskCI, расчет QBF *Прогнозные значения

В 2013 году объем глобального рынка шеринговых услуг составлял лишь $14 млрд. PricewaterhouseCoopers прогнозирует, что к 2025 году рынок достигнет $255 млрд, демонстрируя ежегодные темпы роста около 30%. Наибольшая доля в совместной экономике приходится на сервисы кар-, байк- и райдшеринга, которые появились одними из первых. Расти этот сегмент будет чуть медленнее других: мировой рынок каршеринга — на 7,5% в год, рынок байкшеринга — на 12,5% в год.

Источник: Statista, расчет QBF *Прогнозные значения

В 2019 году шеринговые компании впервые вышли на IPO, обозначив тем самым переход от фазы стартапов к зрелому бизнесу. 29 марта первичное размещение провела компания Lyft, ее капитализация по итогам первого дня торгов составила $26 млрд. IPO сервиса Uber, которое состоялось 10 мая, вошло в десятку крупнейших размещений в США за всю историю: компания была оценена в $82 млрд. В текущем году на рынке складывается достаточно благоприятная конъюнктура для проведения первичных размещений, и с высокой вероятностью до конца года могут состояться IPO сервиса коворкингов WeWork и платформы для поиска кратковременного жилья Airbnb.

WeWork — организация, которая сдает в аренду рабочие коворкинг-пространства, набирающие популярность не только среди фрилансеров и создателей стартапов, но и среди крупных корпораций. Клиентами WeWork являются 30% компаний из списка Global Fortune 500. На протяжении 4-х кварталов подряд выручка компании растет более чем на 100% г/г, и руководство уверено, что это не предел. Ожидается, что отрасль коворкинга в США и Европе будет расти в среднем на 15% в год, тогда как в развивающихся странах Центральной и Латинской Америки, Азии и Восточной Европы — в среднем на 24% в год. Под управлением WeWork находится более 930 тыс. кв. м офисных площадей в 100 городах и 27 странах мира. На данный момент WeWork — самый дорогой стартап в США после Uber: он оценивается в $47 млрд. Компания в мае подала конфиденциальную заявку на проведение IPO. В свою очередь веб-сайт для размещения, поиска и аренды жилья по всему миру Airbnb оценивается в $35 млрд. За 11 лет существования выручка сервиса выросла с $1 млн до $3 млрд. Компания рассматривает возможность проведения прямого листинга (direct listing) вместо IPO, следуя примеру Slack и Spotify.

Уже сейчас WeWork и Airbnb стоят дороже, чем компании с многолетней историей, например: Cisco, eBay, Barrick Gold, Activision Blizzard. Высокие темпы роста шеринговых сервисов по всему миру привлекают инвесторов, поэтому актуальность их публичного размещения очень высока. Средняя доходность IPO на американских площадках в 2019 году — 30% в первый день торгов. Принимая во внимание потенциал развития шеринговой экономики в ближайшие несколько лет, акции таких компаний могут продемонстрировать после IPO беспрецедентный рост.

Автор: Ксения Лапшина — аналитик ИК QBF

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Подписывайтесь на наши телеграм-каналы «Стартапы и технологии» и «Новые инвестиции»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья