ENG
Перейти в Дзен
Мнение, Технологии

Какие российские аналоги могут заменить зарубежные IT-продукты

Виталий Янко

Виталий Янко

Управляющий партнёр SoftwareLead.pro

На фоне бегства из России международных ИТ-игроков получили возможность для развития доступные отечественные решения. Есть несколько областей, о которых хочется поговорить отдельно — среди них есть сферы, где отечественные сервисы могут стать быстрой и бесшовной заменой зарубежных. Расскажу про близкие практически каждому бизнесу.

Фото: depositphotos.com

1. Маркетинговые сервисы внутри России активно забирают себе клиентскую базу «импортных» сервисов:

  1. Российский рынок спешно покинули неместные сервисы электронных рассылок — Sendpulse, GetResponse и Mailchimp. На днях состоялась позорнейшая блокировка всех профилей, когда-то связанных с Россией, и до сих пор нет отклика даже в публичном поле. Сервисы стали недоступны по оплате и по поддержке в РФ. Что пришло им на смену? В первую очередь, имеет смысл обратить внимание на самые прокачанные: петербургские Sendsay и Dashamail, московские Convead и пермский Carrot Quest. В ближайшее время конкуренция между отечественными рассылочными сервисами будет довольно острой, хотя локальных игроков не больше 15.
  2. Инструменты общения с клиентами в чатах и догоняющего маркетинга. Лидируют, мне кажется, снова Carrot Quest, петербургский live chat Chaport и купленный «Сбером» московский Jivo, которые замещают очень дорогой Intercom на всем отечественном рынке (или скоро заместят).
  3. Конструкторы чат-ботов BotMother, Senler и SaleBot дают небольшой тестовый объем сообщений или 1 бота бесплатно. Можно пробовать строить ботов и в «Битрикс24» с AMO в связке с CRM, но у них более ограниченная функциональность.

2. Сервисы для совместной работы хорошо импортозамещены в сегменте «трекеров задач», систем для проведения вебинаров и корпоративных мессенджеров.

  1. Перестали продавать свои продукты австралийцы Atlassian. Их JIRA и Confluence обычно удавалось пользоваться только за деньги. Купленная ими относительно недавно более «человечная» Trello (10 досок там по-прежнему бесплатны) тоже доступна для покупки, но вряд ли пользовалась в России популярностью, в отличие от JIRA и сделанной в Петербурге Wrike. Обе из них легко заместить как довольно неудобными интранет-порталами «Мегаплан» и «Битрикс24» (он привлекает на старте бесплатным тарифом на 12 человек, но как CRM активно продает себя уже на тариф от 5 человек), так и гибкими Planfix, ClickUp — они бесплатны на 5 человек, Yandex.Tracker или Pyrus, которые тоже неплохи для малых команд на бесплатном тарифе.
  2. Системы вебинаров, как мне кажется, в России уже давно замещены на «облачные» Webinar.ru и Pruffme.com, развивавшиеся без инвестиций, и Comdi.
  3. Корпоративные мессенджеры — бесплатные «Яндекс.Телемост», iMind, Videomost и условно бесплатный Trueconf (самые массовые внедрения HD-видеоконференций в России именно у них, а бесплатно можно звонить на 10 человек) уже должны заместить как минимум Microsoft Teams, Zoom и Google Meet. Экономия тоже будет, хотя бесплатные тарифы у американских решений все еще доступны для России.

3. Отечественные системы проектирования графических интерфейсов и создания ментальных карт малоизвестны, и тут как раз можно заместить эффективно:

  1. Инструмент проектирования интерфейсов Figma, который оставил в России работающими и доступными для покупки только персональные тарифы, можно заместить бесплатным сервисом Weje.io.
  2. Дизайнерские сервисы с загружаемым ПО Canva (замещается недорогим пермским Akvis) и Adobe Creative Cloud (вместо него можно использовать opensource GIMP), которые прекратили продавать подписки в Россию и не стали продлевать их.
  3. Отдельное сожаление, например, вызывает приостановка продаж продуктов, сделанных «глобальными россиянами». Это Miro из Перми, который в связи со своим глобальным фокусом развития предложил россиянам использовать бесплатный тариф и выгрузить данные при невозможности остаться на платном. Не все готовы мириться с их уходом — и это способ сыграть на опережение, предложив свои mindmap-ы и бизнес-процессы, построенные на визуализации. На этом рынке, но пока только для строительных компаний, анимационных и игровых студий активно работает московская компания CerebroHQ (не путать с «Церебро Таргет»).

Если уж совсем тоскуете и есть лишние доллары, этому помогают сервисы предоплаченных долларовых карт типа ezzocards.com, которыми буквально на днях удалось проплатить и JIRA (за лишние 37% комиссии, к сожалению). Также, если вы исхитритесь купить тарифы Miro по действующей за пределами России карте (как мне, когда удалось еще 9 марта по российской карте оплатить 1 профиль на год, а остальные профили перевести на бесплатный тариф «3 доски»), вы будете еще год работать в привычной среде.

Думаю, что с коллегами по ИТ-индустрии в России, которые активно замещают импортные ИТ-продукты, мы еще встретимся на отраслевых конференциях и тусовках. Ближайшие конференции ISDEF пройдут весной на Алтае и осенью в Москве, а митапы петербургского сообщества Silicon Pravda сейчас идут онлайн, не за горами и офлайн-встречи уже весной.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья