ENG
Добавить в избранное
Мнение, Финансы

Какой механизм фондирования оптимален для МФО?

Илья Соловий

Илья Соловий

Финансовый директор онлайн-платформы Webbankir

По данным Банка России, объем облигаций, выпущенных МФО во втором квартале 2021 года, достиг 5,3 млрд рублей, что на 115% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Растущий спрос на займы заставляет компании развивать новые способы фондирования. Участникам рынка доступно несколько механизмов привлечения денежных средств. И у каждого из них есть свои плюсы и минусы. 

Фото: depositphotos.com
Фото: depositphotos.com

Облигации: низкая стоимость привлечения

Среди разных способов привлечения финансирования наибольшую динамику в последнее время демонстрируют облигации. По объемам выпусков 2021 год значительно превосходит прошлогодние показатели. О планах выйти на биржу заявили семь компаний, общий объем анонсированных размещений достиг 2,6 млрд рублей. Для сравнения: в кризисный 2020 год МФО выпустили облигаций на 1,45 млрд рублей, причем даже эта цифра на 7% выше показателя 2019 года и почти в три раза — результата 2018 года.

Популярность облигаций свидетельствует о зрелости рынка. Этот инструмент подходит для крупных компаний, что обозначено в самом законодательстве: для выхода на биржу уставный капитал МФО должен быть не менее 70 млн рублей. Использовать облигации для небольшой компании проблематично потому, что даже если инвесторы поверят в нее и купят бумаг на 300–500 млн рублей, она просто не сможет быстро освоить денежные средства. Они будут лежать на ее счетах, за них придется платить проценты.

А вот для МФО, которые выдают займы на 500 млн рублей в месяц и больше, облигации — прекрасный способ фондирования. Его очевидные плюсы — возможность быстро привлечь необходимые объемы инвестиций на длительный срок и сравнительно низкая стоимость денег — примерно 12–13% годовых. Правда, к этому стоит добавить комиссию, которая выплачивается организаторам выпуска. Обычно она достигает 3–4% от стоимости размещения, или около 1% в год, при условии, что в среднем период обращения облигаций составляет три года.

Интересно, что если в 2018 году доля физических лиц среди держателей облигаций составляла 53%, то спустя два года она выросла до 93%. Многие из этих людей ранее уже инвестировали в МФО напрямую, однако посчитали покупку облигаций более удобным и выгодным способом вложений средств. Для инвесторов его преимущество — в более высокой ликвидности по сравнению со вкладами: облигации можно в любой момент продать, тогда как досрочно забрать деньги из компании без потери процентов, скорее всего, не получится.

Розничные инвесторы: дорого, но удобно

Ставки по вкладам розничных инвесторов, как правило, на 2–3 п. п. выше, чем по облигациям. Срок вклада законодательно не ограничен, но по сложившейся на рынке практике инвестор может забрать деньги в любой момент, уведомив об этом компанию за пару недель. Впрочем, МФО охотно привлекают более дорогие деньги розничных инвесторов, потому у этого вида фондирования есть свои очевидные преимущества.

Во-первых, повышая или понижая ставки, компания может гибко регулировать приток инвестиций в зависимости от потребностей своего бизнеса. Во-вторых, это дисперсные инвестиции: уход одних инвесторов тут же компенсируется приходом других. Массовый отток возможен лишь в случае, если компания испытывает серьезные финансовые проблемы.

По данным СРО «МиР», в 2020 году доля инвестиций от физлиц, не являющихся учредителями, в совокупном портфеле МФК составила 13%. Это относительно немного, но цифра быстро растет. На фоне низких ставок по банковским депозитам, которые не перекрывают инфляцию, инвестиции в МФО под 14–15% годовых кажутся весьма привлекательным способом приумножения капитала. Эти вложения не застрахованы Агентством по страхованию вкладов (АСВ), однако громкие банкротства на микрофинансовом рынке закончились уже несколько лет назад. Он хорошо регулируется; компании, оставшиеся в числе лидеров, представляют собой прозрачные и понятные объекты для инвестиций.

Банковское финансирование: высокие требования

Банковские кредиты — еще один популярный способ фондирования МФО. Они немного дороже, чем облигации, и дешевле, чем займы от частных инвесторов. Ставки колеблются в диапазоне 13–13,5%. По сроку банковские кредиты также занимают промежуточное положение: как правило, они выдаются на два года.

Их главное достоинство заключается в гибкости. Открытая кредитная линия позволяет брать в оговоренных лимитах ровно столько средств, сколько компании нужно на текущий момент, и не переплачивать проценты за лишнее. Кроме того, раньше установленного срока деньги возвращать не придется, за исключением случаев, когда компания откровенно нарушает требования (ковенанты) банка.

Однако банковское финансирование накладывает на компании ряд ограничений. Прежде всего это необходимость выполнять ковенанты. Например, банк может потребовать, чтобы компания оставалась прибыльной в течение всего времени кредитования. Еще одно распространенное условие со стороны некоторых банков — осуществлять эквайринг, то есть взаиморасчеты с заемщиками, через их систему. Также банк наверняка потребует залог в виде портфеля займов компании. Причем заложенный портфель должен стоить в 1,5–2 раза больше самого кредита. Это делается для того, чтобы банк смог вернуть свои средства, даже если компания не выполнит обязательства по кредиту.

P2P-кредитование: высокий процент

Наконец, самый экзотичный механизм финансирования — P2P-кредитование. Его предлагают специальные площадки, работающие с внешними кредиторами, которые продают свои кредитные доли на платформе. Наиболее популярные из них — латвийские платформы Mintos, Twino, Viventor и Grupeer. Их главное преимущество — гибкость и доступность инвестиций. Можно брать суммы под текущие запросы бизнеса и безо всяких санкций возвращать их в тот момент, когда они не нужны.

Однако есть и огромный минус, из-за которого крупные компании почти не прибегают к этому механизму фондирования. Такие займы очень дороги. Поскольку рублевая ликвидность на площадках P2P-кредитования отсутствует или очень ограничена, привлекать деньги приходится в евро, а с учетом хеджирования валютных рисков и комиссии самой площадки ставка в рублях превышает 19% годовых. Инвестировать же без хеджирования валютного риска очень опасно.

Оптимальный портфель

Подводя итог, можно сказать, что нет финансовой модели, которая идеально подходила бы всем компаниям. Ключевое правило в данном случае: создать такую систему, чтобы каждый вид фондирования (за исключением разве что однорангового кредитования) занимал в ней существенную долю. Иными словами, крупные и финансово устойчивые компании могут разделить весь объем привлекаемых инвестиций примерно на три равные части: облигации, средства розничных инвесторов, банковские кредиты. При этом в зависимости от текущей конъюнктуры пропорцию между ними можно менять.

Например, если компания не ожидает быстрого роста, имеет смысл увеличить долю банковского финансирования, потому что оно гибкое и позволяет экономить на процентах. А для быстрорастущих МФО привлекательны облигации. Они обходятся дешевле, их можно быстро пустить в оборот или использовать для рефинансирования открытых кредитных линий. Привлечение финансирования — живой динамичный процесс, регулировать который следует в зависимости от исходных условий и текущих потребностей.


Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Наши телеграм-каналы:
Стартапы и технологии
Новые бизнес-тренды
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья