ENG
Добавить в избранное
Мнение, Стартапы

Какому фаундеру инвесторы скажут «да»

Илья Криворот

Илья Криворот

Основатель и партнер венчурной студии Sinteza

Стать стартапом с оценкой в миллиард долларов, по статистике, удается одному проекту из ста. Из-за отсутствия инвестиций проект рискует не получить развития и остаться нереализованной мечтой предпринимателя. Посмотрим, на что обращают внимание инвесторы при отборе проектов для российского и американского венчурного рынка, кому они скажут решительное «да!», а кому откажут, а также сравним портрет российского и американского фаундеров. 

Сфера имеет значение

При выборе проектов венчурная студия обращает внимание на объективные и субъективные показатели. Если говорить об объективных, то в первую очередь инвесторам важны отрасль и тематика проекта. Так, мы в Sinteza Venture Studio отдаем предпочтение проектам из сфер EdTech, PropTech, HR-Tech, FinTech, электронной коммерции и ритейла. Это наши ключевые экспертизы: здесь мы можем эффективно помочь фаундерам.

Во-вторых, инвестор анализирует, вложился ли фаундер финансово в свой проект. Это показывает, действительно ли основатель компании готов рисковать и «болеет» стартапом. Сумма может быть любая: от $5 тыс. до $100 тыс. и более. Главное, чтобы она была значимой для фаундера. В таком случае мы готовы детальнее рассматривать стартап.

В-третьих, венчурные инвесторы обращают внимание на преемственность опыта фаундера в индустрии, в которой он презентует проект. Если человек долгое время работал в банке, логично, что он инициирует проект в области финтеха. А если специалист проводил большое количество времени, работая в ритейле, то создает стартап в области электронной коммерции. Когда фаундер «врывается» в отрасль без профильного бэкграунда, это вызывает недоверие у инвесторов. Венчурный бизнес — высокорисковый, а если при этом предприниматель меняет направление экспертизы — риск удвоенный. Хотя бывают и уникальные случаи, конечно, но это скорее исключение из правил.

Доверие как основа для инвестора и фаундера

Субъективные показатели, которые влияют на выбор, у каждой венчурной компании свои. Однако инвесторы понимают, что при личной заинтересованности фаундера загубить стартап будет нелегко. Ключевое решение в пользу проекта принимается при уверенности инвесторов, что фаундер готов отдать проекту 5–7–9 лет в перспективе и не даст задний ход.

Вся венчурная индустрия построена на верности слову и доверии. Поэтому если у предпринимателя уже есть успешные реализованные проекты и отсутствуют заброшенные кейсы, это вселяет уверенность.

Также для инвестора важно, знает ли фаундер проект в деталях, уделил ли время презентации, изучил ли он команду, а также потребителя, готов ли он вложиться в проект. Из всех этих мелочей формируется общий пазл, который влияет на наш итоговый выбор.

Россия и США: портрет фаундера

Объем венчурного мирового рынка на сегодняшний день составляет более $260 млрд. Половина суммы приходится на рынок США, в России сосредоточено примерно $200–250 млн, что составляет менее 1%. По этой причине для многих российских венчурных компаний становится актуальна экспертиза оценки проектов для американского рынка. Например, один из партнеров нашей студии обладает глубокой экспертизой на рынке США.

Портрет американского фаундера — это человек в возрасте 41–42 года. В России цифра — 30+ и моложе, в том числе благодаря программам «Сколково», доступности высшего образования и MBI. Есть примеры, где основателем компании являются молодые люди в возрасте до 25 лет. Так, одна девушка-фаундер создала портал, позволяющий студентам работать в свободное от учебы время в крупных компаниях. В свои 16 лет она на подняла первые раунды, получила инвестиции и запустила бизнес-проект, который успешно работает.

О взаимосвязи венчурных инвестиций и экономической модели

В отличие от американского рынка, в России формат венчурных студий зародился недавно. Одна из причин — экономическая модель в нашей стране. Если в США основную долю ВВП составляют небольшие предприятия, то в России экономика базируется преимущественно на крупном бизнесе. По этой причине количество индивидуальных венчурных студий в нашей стране критически мало. Так, в мире на текущий момент около 600 студий, из них в России — около 2%.

В основном венчурные платформы открываются при крупных компаниях, например MTS StartUp Hub, фонд Severstal Ventures и т.д. Их особенность — поиск проектов, интересных для компании-стратега. Sinteza работает как для стратегических партнеров, так и над индивидуальными проектами, на которые уходит до 50% времени. Подчеркну, что в формате венчурной студии успешными становятся семь проектов из десяти, что составляет 70% конверсии.

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»

Вам понравился этот текст? Вы можете поддержать наше издание, купив пакет информационных услуг
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья