ENG

Перейти в Дзен
Финансы

Какова синергия от объединения «Яндекса» и «Тинькофф Банка»

Покупка банка «Тинькофф» «Яндексом» является важнейшим событием на финансовом рынке России за последние несколько лет. Но каков может быть эффект от интеграции самого «виртуального» из российских банков с самым посещаемым ресурсом Рунета? Какие новые продукты и услуги в итоге появятся? Ответить на вопрос мы попросили экспертов по финансовым рынкам и IT.

Нина Зотина / РИА Новости
Нина Зотина / РИА Новости

Владимир Григорьев, ведущий преподаватель школы бизнеса МИРБИС:

— Теперь «Яндекс» может расширить свое присутствие на финансовом рынке и не только вернуться в новом качестве на рынок платежей, расчетов и переводов, но выйти на сегменты розничного кредитования, рынка ценных бумаг, валютного рынка и, возможно, кредитования микробизнеса и малого бизнеса. И при этом выйти, опираясь на опыт и инфраструктуру собственного банка. «Тинькофф Банк» в свою очередь получает технологическую и финансовую поддержку одного из лидеров IT — индустрии, на базе которой имеет шанс как повысить качество и снизить стоимость своих услуг и продуктов, так и расширить продуктовую линейку.

Сергей Чевычелов, управляющий партнер Navicon:

— Сделка «Яндекса» и «Тинькофф Банка» положительно повлияет на рынок IT-сервисов и финансовых услуг в целом, что уже показал рост ценных бумаг обеих компаний. Почти наверняка мы увидим реализацию стратегии развития экосистемы не только в области глубокой интеграции сервисов «Яндекса» и «Тинькофф Банка», но и в других областях. Допускаю, что в первую очередь будут созданы новые сервисы в электронной коммерции. Это хорошая история для конечных потребителей: мы сможем выбирать между сервисами, например, того же «Сбера» и нового альянса, у которого есть солидная клиентская база.

Михаил Беспалов, аналитик КСП «Капитал УА»:

— Обе компании — и «Яндекс», и «Тинькофф Банк» — обладают сильными наработками в IT, а также компетенциями в сборе и анализе ключевых для бизнеса данных, что позволяет на основе этого анализа принимать более эффективные решения относительно дальнейшего развития. Часто интеграция двух сильных IT-команд — небыстрый и сложный процесс, но по отдельным направлениям эффект может быть виден уже спустя короткое время после сделки.

Эффект от синергии можно ожидать благодаря увеличению каналов продаж для банка. На «Яндекс» не только приходится существенная часть интернет-трафика в России, он еще и обладает растущей экосистемой из разных бизнесов. Финансовые услуги, предоставляемые банком, клиентам этих бизнесов могут прийтись кстати. Кроме того, большие данные, собираемые «Яндексом», могут не только оптимизировать процесс того, «кому, как и когда» эффективнее всего предлагать финансовые услуги, но улучшить систему риск-менеджмента банка, повысив эффективность оценки рисков. Еще одним источником синергии является снижение издержек за счет оптимизации процессов и исключения дублирования отдельных функций в объединенной компании.

Получая оперативные данные о том, какие именно потребности существуют у той или иной группы клиентов, интегрированный в структуру «Яндекса» «Тинькофф Банк» сможет с большим уровнем гибкости формировать портфель продуктов, оптимизируя их под текущие нужды того или иного сегмента, а в перспективе и предсказывая эти потребности, исходя из намечающихся в данный момент трендов. В этом смысле у синергии есть действительно хорошие перспективы, которые ограничены лишь сроками и потенциальной сложностью интеграции двух компаний.

Мария Линькова, операционный директор компании Oberon:

— Согласно данным аналитиков Refinitiv на начало 2020 года, в предыдущем 2019-м на отечественном M&A-рынке отмечается умеренный рост в сфере внутрироссийских сделок — их объем вырос на 10%: до $10,9 млрд. Учитывая тренд на экономическое оживление после периода самоизоляции, взаимное проникновение и консолидация наработок «Яндекса» и «Тинькофф Банка», технологических неолидеров в своих отраслях, на мой взгляд, окажет положительный эффект на IT-рынок. Так рождается еще одна крупная high-tech-экосистема, способная предоставлять пользователям разнопрофильные услуги омниканально (из одного окна — ред.) и, что главное, дистанционно, без обязательных визитов «в офис». По этой причине считаю наиболее вероятным продуктивный диалог Алисы и Олега — синтез подходов, который обеспечит еще более высокое качество современных цифровых сервисов обеих компаний, а также повысит конкурентоспособность российских digital-разработок на глобальном рынке.

Если говорить о взаимодействии в рамках холдинга, то, на мой взгляд, интеграция брендов тоже должна пройти эффективно и конструктивно: компании имеют схожий тип корпоративной культуры — динамичные инноваторы. Их объединяет прогрессивный Agile-подход и стремление к росту, лидерству и изменению своего рынка, а интеграцией будут заниматься люди, за плечами которых достаточно много подобных сделок. Однако оценить промежуточный результат мы сможем не ранее чем через полгода после завершения сделки.

Прежде всего «Яндекс» приобретает инновационный финансовый инструмент для работы со своими клиентами. Серьезная банковская экспертиза и выстроенные digital-процессы позволят «сохранить» финансовые потоки внутри холдинга и повысить качество предоставления услуг. Оценить объемы клиентских баз и их пересечение для столь крупных игроков достаточно сложно — мы говорим о сотнях миллионов потребителей. Но отмечу, что, вне зависимости от размера совокупной аудитории компаний, интеграция «Яндекса» и «Тинькофф Банка» — даже по итогам анализа больших неструктурированных и обезличенных данных — позволит получить гораздо более подробный портрет текущих пользователей, их интересов и покупательского поведения в Сети. Это даст новой экосистеме возможность максимально точно и быстро, с минимальным time-to-market, предложить клиентам то, что они хотят, из «единого окна»: новые услуги, удобную сквозную подписку или «допродажу» аффилированных сервисов на более выгодных условиях. В любом случае, оборот и прибыль объединенного бизнеса будут максимизированы по итогам интеграции.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья