Иван Капитонов — научный руководитель программы магистратуры Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС
Начало текущего 2017 года ознаменовалось ростом цены бензина, связанного с традиционным ростом акцизов. В России стоимость бензина напрямую не коррелирует со стоимостью нефти (которая тоже росла в начале года), так как доля нефти в цене бензина у нас традиционно довольно низка и составляет (при рассмотрении 95-го бензина) около 4%. При этом цена формируется в основном из акцизных и налоговых сборов, доля которых в цене год от года возрастает и на текущий момент составляет порядка 60% от розничной цены. Все остальное — расходы на нефтепереработку (до 17%), транспортировку (до 7%) и малосущественные надбавки АЗС. Источники формирования цены и причины роста цен таким образом, в целом, понятны — необходимо пополнять бюджет России.
Но можно ли утверждать, что цены на бензин в России высоки?
Прежде всего, надо иметь ввиду, что все в мире относительно. По подходам к формированию цен на бензин все страны мира можно условно поделить (как минимум) на четыре группы. В наиболее интересную для читателя, первую, будут входить страны со значительными дотациями сетям АЗС, нефтеперерабатывающим заводам и нефтяным компаниям. Этих стран не так много во всем мире — восемь, и они удерживают цены на бензин на очень низком уровне — до 40 центов США за литр бензина. Лидер в этой группе — Венесуэла с 1 центом за литр 95-го бензина. С большим отрывом от нее идет Саудовская Аравия с 24 центами и так далее. Что характерно, не все страны в этой группе имеют свою развитую нефтедобычу и нефтепереработку — к примеру, Египет, Эквадор — далеко не лидеры по нефтедобыче и нефтепереработке, но из-за государственного регулирования попадают в эту группу.
Во второй группе можно увидеть страны, имеющие цены от 40 до 60 центов (всего десять стран мира). Эта группа стран с меньшими дотациями, чем первая, и в ней также есть и страны из первой десятки по нефтедобыче (ОАЭ), и страны, не ведущие активную нефтедобычу (Тринидад и Тобагго, Бирма, Боливия и так далее).
В третью группу можно включить страны, которые (по сравнению с четвертой группой) облагают нефтепереработку и продажу топлива умеренными налогами. В результате в 65 странах мира, подходящих под эти критерии, бензин стоит от 60 центов до доллара. Здесь точно также, как в двух предыдущих группах, нет прямой зависимости наличия развитой нефтедобычи и цены. В группе есть, с одной стороны, Ирак (где нефти больше, чем пресной воды, развитая нефтеперерабатывающая отрасль), США, Суринам, а с другой стороны — бедные ресурсами Лесото, Ботсвана и так далее.
К третьей группе принадлежит, в том числе, и Россия, и надо понимать, что когда обсуждается цена бензина и снижение налогов, то — переводя на формальный язык — обсуждается перемещение России во вторую, а то и в первую группу из третьей.
В четвертую категорию, представленную абсолютным большинством стран мира, входят 87 государств, в которых производство и продажа бензина по каким-либо причинам облагаются налогами выше средних. В результате этого горючее становится очень дорогим и стоит выше доллара. В этой группе также присутствуют страны с развитой нефтедобычей и нефтепереработкой — богатые ресурсами и имеющие свою собственную нефтепереработку Норвегия (1,84 доллара за литр), Канада (1,05 доллара за литр), Ангола (0,96 доллара), Мексика (гордится своей нефтепереработкой, имеет собственный сорт нефти и продает бензин за 0,83 доллара), Китай (четвертое место в мире по данным ОПЕК по нефтедобыче, цена бензина 1 доллар), Бразилия (10 место по нефтедобыче, цена 1,19 доллара за литр), а с другой стороны — бедный и по ресурсам, и по всем прочим показателям Бангладеш (1,09 доллара), Бурунди (1,22 доллара), Зимбабве (1,37 доллара) и так далее.
Средняя цена 95-го бензина по всему миру составляет 1,02 доллара США за литр, в то время как цена в розницу в России даже после всех повышений составляет около 0,65 доллара (около 39 рублей). Международная статистика говорит, что такую же стоимость за литр 95-го бензина платит на сегодняшний день житель Пакистана, Ирака и Монголии, то есть стран, где уровень жизни ниже и доходов у населения заведомо меньше, а расслоение общества по доходам выше.
Далее, в целях анализа, можно выбрать страны, которые имеют схожий с Россией ВВП на душу населения, посмотреть их доходы и сравнить их стоимость бензина с нашей.
В этом случае мы получим следующую таблицу:
Сравнение стоимости бензина в странах, имеющих схожий уровень ВВП на душу населения
Предлагаем также сравнить средний уровень заработной платы в некоторых странах и сколько литров 95-го бензина (в среднем) сможет приобрести гражданин конкретной страны на оставшиеся после уплаты всех налогов и с учетом стоимости проживания деньги.
Количество бензина в странах, затронутых в исследовании, которое возможно приобрести на среднюю зарплату после уплаты всех налогов и коммунальных платежей, а также коэффициенты расслоения общества
Мы наглядно видим, что бензин в России (с учетом меньшего расслоения населения, а также в три раза меньшего процента населения за чертой бедности) доступнее, чем в Мексике, которая мало того что имеет схожие параметры ВВП на душу населения с Россией, так еще и является крупной нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей страной, имеющей собственный сорт нефти — Pemex.
Доступность бензина для автомобилистов России подтверждается и прочими данными. Так, интересны и выводы компании PricewaterhouseCoopers International Limited (Pwc), по проведенному в 2016 году исследованию «Стоимость владения легковым автомобилем в России». Оно объективно показало, что затраты на бензин далеко не лидируют по расходам на владение новым автомобилем в России вне зависимости от класса автомобиля. Лидирует со значительным отрывом потеря стоимости вследствие устаревания и износа (вне зависимости от категории автомобиля), а затраты на бензин занимают лишь третье-четвертое место во всей группе расходов в зависимости от категории автомобиля.
В гонке за самой низкой ценой бензина в настоящее время Россия находится в лидерах среди стран с сопоставимыми макроэкономическими показателями, что, в том числе, формирует сравнительно низкую цену владения автомобилем и определенный стиль поведения у автомобилистов по быстрой замене автомобиля, который не вписывается в стиль обычного поведения в странах с сопоставимыми и значительно более высокими доходами. Цена бензина в России хоть и растет, все же остается относительно низкой по сравнению со странами мира, сам же бензин остается относительно доступным.