Потребителям надоел масс-маркет. Одежда, обувь и аксессуары фабричного изготовления уже неинтересны взыскательной публике, и потому дизайнеры все внимательнее присматриваются к традиционным ремеслам и технологиям, а инвесторы всерьез раздумывают над тем, как поставить производство товаров «хэнд мейд» на поток и оптимизировать затраты.
Настоящий бум этнических ремесел сейчас переживает Китай. В течение последнего десятилетия на территории Поднебесной все чаще возникают многообещающие стартапы, которые вызывают серьезный инвестиционный интерес у предпринимателей в разных странах. И эта зарождающаяся тенденция вполне может оказаться актуальной не только для популяризации азиатской экзотики, но и для продвижения традиционной культуры российской глубинки.
С каждым годом в Китае все больше дизайнеров едут в отдаленные провинции, чтобы наладить там производство одежды и аксессуаров. Ремесленники из бедных сел с готовностью берутся за дело и, используя старинные методы изготовления тканей и красок, выполняют дизайнерские заказы. Покупатели этих товаров живут за тысячи километров от этой деревни — в Гонконге или Шанхае, а порой даже в далекой Европе, и каждый из них готов выложить несколько сотен долларов за один лишь шарф, сотканный здесь.
«На производство одного шарфа мастер тратит около 50 часов, и этот аксессуар заметно отличается от того, что делается с помощью цифровой печати на заводе», — рассказывает Элайн Инг, гонконгский дизайнер. Работа ее компании полностью вписывается в стратегию правительства страны — отойти от дешевого массового производства в сторону более высококвалифицированного труда и экологически чистых производств.
Инг стремится возродить старые ремесла этнических племен в изолированных деревнях в провинции Гуйчжоу, расположенной в юго-западной части Китая. Также художница работает с компанией Shanghai в рамках проекта по созданию мебели, где тоже используются кустарные ткани и изделия из дерева.
По словам ремесленников, долгое время молодые китайцы не видели перспектив в деревне и не стремились изучать старинные ремесла. Но теперь это начинает приносить значительную прибыль, и число желающих овладеть традиционными производственными технологиями постоянно увеличивается. «Вещи, которые сделаны машинами, дешевы, но они выглядят хуже», — считают сами работники.
По словам китайских дизайнеров, возрождение таких традиционных мастерских обусловлено в том числе и негативным восприятием так называемой «быстрой моды» — дешевых товаров, которыми завалены большинство розничных сетей. «Основой индустрии моды стали пресные полиэфирные тряпки, которые уже перестали всерьез интересовать потребителей», — считают китайские эксперты. Люди меняются, и вещи должны меняться вместе с ними.
Аналогичные тенденции наблюдаются и в богатой Японии, которая имеет собственные текстильные и деревообрабатывающие традиции. Интерес потребителей к экологичным товарам, сделанным вручную, растет, и инвесторы все внимательнее присматриваются к этой сфере.
Производство вполне современных товаров с помощью традиционных ремесел и технологий способно стать прибыльным бизнесом практически в любой стране, в том числе и в России. Главное, чтобы общий дизайн этой продукции оставался актуальным, а качество выпускаемой продукции было исключительно высоким.
В мире много богатых людей, желающих не только приобрести уникальную вещь, но и вложить средства в перспективный бизнес. Если российские регионы сумеют вовремя уловить эту зарождающуюся тенденцию и заявить миру о существовании своих самобытных производственных традиций, у них есть все шансы составить достойную конкуренцию азиатским ремесленникам и привлечь внимание зарубежных дизайнеров.
Автор: Иван Тесленко