ENG

Перейти в Дзен
Мнение, Технологии

Китайская морская ракета опаздывает к подлодке

Максим Старчак

Максим Старчак

Научный сотрудник Центра международной и оборонной политики университета Куинс

Разработка новой подводной лодки ставит большую задачу по ее вооружению. Баллистическая ракета подводной лодки должна совмещаться с корпусом подлодки, эффективно выполнять свои функции и не мешать работе других систем подлодки и другим вооружениям. Китай для своей новой атомной подлодки разрабатывает и баллистическую ракету Julang-3 (JL-3), которой она будет оснащаться. 

Китайская морская ракета опаздывает к подлодке

Конструкция

JL-3 — третье поколение стратегических баллистических ракет морского базирования. Ракета первого поколения — JL-1 разрабатывалась в 1970-х годах. JL-3 была разработана на базе DF-41. JL-3 — твердотопливная ракета. Скорее всего, она имеет те же размеры, что и предыдущая JL-2: длина около 13 метров, а диаметр — около 2 метров. Если JL-2 имела одну боеголовку, новая ракета, как ожидается, будет нести несколько. Различные источники расходятся в том, какое число боеголовок сможет нести ракета. По одним данным, JL-3 будет нести либо 3 боеголовки индивидуального наведения мощностью около 250 кт, другие предполагают от 5 до 7 боеголовок массой 35 кт, также есть предположения о том, что ракета будет иметь 10 боеголовок.

Дальность действия ракеты, по официальным данным, будет 11 900 км — больше, чем у JL-2. Дальность действия JL-3 позволит китайским подводным лодкам наносить удары по целям в континентальной части США с более отдаленного расстояния, повышая живучесть подводных лодок за счет уменьшения необходимости навигации в спорных водах в западной части Тихого океана в условиях конфликта.

Навигация

JL-3 имеет астроинерциальную навигационную систему на базе обновленной китайской спутниковой системы BeiDou. Это позволило сократить радиус зоны поражения ракеты до 100 м.

Испытания

Первое испытание ракеты прошло в конце ноября 2018 года, когда китайские военные впервые запустили JL-3 с подводной лодки. Тогда JL-3 не вышла на полную дальность полета. Скорее всего, это была проверка системы холодного запуска ракеты-носителя. Тогда же стало понятно, что Китай использовал модифицированную подводную лодку проекта 032 для испытания ракеты JL-3. В ходе испытаний стало заметно, что лодка имеет более заметный «горб» вблизи зоны расположения ракет, а также некоторые другие изменения в контурах корпуса. Это подтвердило то, что подводную лодку оснастили новой баллистической ракетой JL-3 с большей дальностью полета, чем JL-2.

Следующее зафиксированное успешное испытание прошло 2 июня 2019 года, когда JL-3 была запущена из Бохайского моря по целям, расположенным в западном Китае, в районе пустыни Такла-Макан. Звучали предположения, что летные испытания JL-3 включали использование гиперзвукового глиссадного аппарата — сверхскоростной маневренной ракетной боеголовки, предназначенной для поражения противоракетной обороны США. Однако подтверждений этому нет. Всего (по данным некоторых источников) было выполнено пять летных испытаний ракеты, однако никаких деталей нет.

Проблемы

Несмотря на испытания JL-3, пока нет оснований полагать, что эти ракеты готовы к поступлению на вооружение. Разработка ракеты была отделена от работ по подводной лодке проекта 096 в целях ускорения разработки. Исторически Китай всегда испытывал проблемы с морской ракетой. Так, первая китайская атомная подводная лодка проекта 092 была вынуждена встать на вооружение без своей баллистической ракеты JL-1 из-за значительной задержки в ее разработке. Ее преемник, ракета JL-2, добилась немногим лучших результатов и пережила ряд печальных событий: провал первого испытательного полета в апреле 2009 года, который вынудил производителя пересмотреть части конструкции, продлив разработку на 3 года, в то время как атомная подводная лодка проекта 094 уже эксплуатировалась с 2008 года.

Во многом это происходит из-за того, что производственно разработка ракет и строительство атомных подводных лодок трудно синхронизировать. Первые подводные лодки проекта 094 были построены на несколько лет раньше, чем была завершена разработка ракеты JL-2. Аналогичная ситуация сложилась и в России: ракета «Булава» появилась значительно позже, чем построили первую атомную подводную лодку проекта «Борей».

Очевидно, что пока подлодка проекта 096 будет производиться без данной ракеты. Предполагается, что производство подлодки уже начато (или будет начато в ближайшее время), а JL-3 еще только проходит испытания. Китаю дополнительно потребуется примерно пять лет, чтобы полностью интегрировать JL-3 в подводную лодку проекта 096. Подлодка выйдет в плавание либо без новой ракеты, либо будет ожидать производства ракеты, что не только негативно скажется на обороноспособности Китая, но и в очередной раз продемонстрирует проблемы китайской военно-морской промышленности в производстве подводных лодок.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья