Процесс «обеления» клининговой отрасли начался еще два года назад — в конце 2017 года. По данным за прошлый год, государство недополучило налогов на сумму не менее 100 млрд рублей. Изменения давно назрели, и ФНС запустила процесс вывода клининга из серой зоны. Первые серьезные результаты мы видим уже сейчас.
С конца 90-х годов вплоть до позапрошлого года крупные клининговые компании показывали беспрецедентный рост — до 50% в год. Такой рост объяснялся востребованностью услуги: после перестройки в России массово начали открывать бизнес зарубежные компании, которые привыкли отдавать непрофильную деятельность на аутсорс. Рынок подобных подрядчиков не был сформирован, а точнее, и вовсе пустовал. Нишу вскоре заняли недавно созданные клининговые компании. Контракты заключались на относительно крупные суммы, появилось стремление скрывать часть прибыли и недоплачивать налоги. Клининг нарушал не только налоговое, но и трудовое законодательство: ни для кого не секрет, что клинеры в основном — выходцы из ближнего зарубежья. Государство не трогало эту отрасль. Возможно, поэтому у всего рынка профуборки появилось ощущение, что работать по такому принципу можно сколько угодно. Так, в прошлом году выручка клининга составила около 380 млрд рублей (данные КРУ ФНС). Согласитесь, это огромная цифра. Но в 2017 году ФНС начала активно трясти клининг, чтобы вернуть недоплаченные в казну налоги. Отныне клининговые компании обязаны «обелиться», то есть показатели в отчетах должны соответствовать фактическим. Для сравнения: расчетная налоговая нагрузка составляет порядка 35%, а на деле она не превышала 7%.
Помощь Федеральной налоговой службы
Посчитать, сколько государству задолжал клининг за все годы существования, нереально. Даже если бы это было возможным, компании объявили бы себя банкротами, не имея возможности расплатиться с долгами. ФНС пошла щадящим путем. Если компания активно участвует в процессе вывода рынка из тени и отчисляет налоги в должном объеме, она освобождается от проверок по предыдущим налоговым периодам. Активную роль в этом процессе играет Ассоциация клининговых и фасилити операторов (АКФО), которую контролируют те же фискальные органы. АКФО нужна для того, чтобы оказывать все стороннюю поддержку компаниям и лоббировать интересы бизнеса в коммуникации с государством. ФНС не просто простила клинингу давние грехи, но и обязала заказчиков заключать контракты только с «белыми» компаниями. АКФО сформировала целый реестр благонадежных компаний, с которыми безопасно сотрудничать. На данный момент в реестре более 120 компаний.
Что изменилось?
Выросли цены на услуги клининговых компаний сразу на 30–50%. Многие заказчики оказались не готовы к дополнительным тратам и разорвали контракты. Причем это по большей части российские компании. Они понесли свои деньги небольшим компаниям, которые продолжают оптимизировать налогообложение, надеясь никогда не попасть в поле видения ФНС. Но ее представители прозрачно намекнули, что все компании, которые не предоставили данных по налогам, у них на карандаше. А это примерно 1,5 тысячи компаний. Из них около 30% —добросовестные налогоплательщики, но они пока не являются членами АКФО. По моим прогнозам, примерно через 2 года весь рынок станет прозрачным. Заказчики вскоре поймут, что платить придется больше, и вернутся к честным компаниям. Чтобы ускорить процесс, налоговики организуют рабочие совещания с крупнейшими заказчиками клининговых услуг, предостерегая от работы с демпингерами.
«Обеление» клининга несет в себе еще один важный момент: для сотрудников это означает полное соблюдение трудового законодательства, все необходимые отчисления, социальные гарантии. То есть рынок профуборки становится более цивилизованным. Однако пока многие компании понимают под «обелением» уплату НДС в полном объеме, не учитывая зарплатные налоги. Внеся те же самые 35% в бюджет, они успокаиваются и продолжают оформлять сотрудников на минимальные ставки, выплачивая зарплату частично в конверте. Думаю, разрешить эту ситуацию может только жесткое вмешательство ФНС, скрупулезная и всесторонняя проверка компаний.