ENG

Перейти в Дзен
Инвестклимат, Это интересно

Книжная индустрия: как компенсировать миллиардные потери

Сегодня в России стартовал масштабный фестиваль «Книжные сезоны». Он откроется акцией «Сказка в книжном», которая пройдет с 6 по 8 августа более чем в тысяче книжных магазинов в самых разных городах нашей страны. Писатели, издатели и продавцы объединились неспроста. Дело в том, что за время вынужденного локдауна книжная индустрия понесла огромные потери и до сих пор не оправилась от экономических последствий пандемии Covid-19. Более 80% издательств сократили планы по выпуску книг, закрыли значимые проекты. Книжных магазинов стало меньше — некоторые так и не открылись после пандемии, а те, что работают, жалуются на отсутствие читателей — спрос восстановился не полностью. «Книжные сезоны» призваны облегчить встречу читателя с книгой, поддержать отрасль и просто сделать нашу жизнь более яркой и насыщенной. 

«Потери книжной отрасли за время карантина составили 3,6 млрд рублей. В июне книжные магазины начали открываться, но индустрия в целом продолжала нести убытки: по предварительным оценкам, они составили примерно 1,2 млрд рублей. Выручка некоторых издательств упала на 90%. Правительство освободило книжников от налогов, но ситуация все равно остается очень непростой», — озвучил цифры президент Российского книжного союза Сергей Степашин

Лето — традиционно не самый горячий сезон для книготорговли. Но в этом году он грозит стать и вовсе провальным. Падение трафика в июле по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году составляет 20–30%.

«Как и всем издательствам, нам пришлось отказаться от некоторых проектов. В первую очередь мы убрали из редакционных планов книги, которые были ориентированы на массового покупателя. Потому что масс-маркет в условиях кризиса страдает прежде всего. Если называть вещи своими именами, можно сказать, что население не беднеет, оно нищает. Это приводит к тому, что рынок теряет массового покупателя, которому в ближайшее время, скорее всего, будет не до книг. Сократится количество издательств, станет уже ассортимент», считает директор издательства «Росмэн» Борис Кузнецов.

Самый очевидный способ «заманить» покупателей в книжные магазины — предложить хорошие скидки. Издатели и директора магазинов надеются, что это сработает.

«Книжные магазины и издательства объединились, чтобы сделать книгу доступнее, чтобы родители смогли купить детям хорошо иллюстрированные сказки, сборники стихов, энциклопедии. Сегодня многим приходится нелегко, сокращаются зарплаты и рабочие места, но очень не хотелось бы, чтобы предметом экономии становилась книга», заметила совладелец книготорговой компании «Амиталь» Татьяна Ларина.

Почему «Книжные сезоны» открываются «Сказкой в книжном»? Сергей Степашин объяснил это тем, что Россия занимает первое место в мире по количеству читающих детей: юные читатели не должны пострадать из-за коронакризиса. В период акции скидки на детские книги обещают существенные — до 30%.

Кроме скидок, «Сказка в книжном» предлагает довольно обширную развлекательную и интеллектуальную программу. В магазинах — участниках акции пройдут викторины, конкурсы, представления для маленьких читателей. Детские писатели (Дмитрий Емец, Анастасия Орлова, Андрей Усачев) проведут лекции и мастер-классы.

«Интересная программа ждет не только посетителей книжных. Мы заручились поддержкой нашего партнера “Яндекс.Эфир”, на этой платформе можно будет посмотреть любые мероприятия “Сказки в книжном”. Причем не только 6, 7, 8 августа, но и после окончания акции. Утренние и дневные эфиры будут ориентированы на детей. Они смогут поучаствовать в мастер-классах по развитию речи, рисунку, послушать лекции о природе, животных, космосе. Вечерние эфиры скорее рассчитаны на родителей. Мамы и папы услышат экспертные рекомендации по детскому чтению», рассказала член правления Ассоциации книгоиздателей России Светлана Зорина.

А писатель Олег Рой добавил, что необходимо возвращать традиции семейного чтения, которые в последнее время все больше вытесняются совместными семейными просмотрами мультфильмов, и пожелал родителям:

«Делать хороший выбор и заботиться об экологии детской души».

«Книжные сезоны» планируется проводить несколько раз в год. Помогут ли такие фестивали книжной индустрии? Скептики считают, что отрасль, несмотря на все усилия издателей и книготорговцев, сможет вернуться к доковидному состоянию не раньше, чем в 2022 году. Оптимисты полагают, что акции вроде «Сказки в книжном» окажутся действенными, ведь благодаря им у читателей появится возможность познакомиться с книжными новинками, открыть для себя новые имена и приобрести книги по более доступным ценам.

Автор: Наталья Сысоева

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья