ENG
Интервью, Финансы

Кого уволят из банков

Банковская и финансовая сферы меняются в последние годы удивительно динамично. Сокращение количества кредитных организаций, изменение требований потребителей, активное внедрение информационных технологий — лишь часть изменений, произошедших за последнее время. Лидия Кулешова, основатель и генеральный директор кадрового агентства Good Deal Consulting, рассказала «Инвест-Форсайту», как рынок труда адаптируется к новым условиям. 

— Лидия, вы говорили, что для грамотного подбора персонала необходимо глубокое знание рынка, поэтому сначала немного поговорим о нём. Вы работаете в сфере рекрутмента уже около 15 лет. Какие ключевые изменения произошли за это время? 

— Я начинала в 2003 году, тогда рынок рос как на дрожжах. Ребята, которые вчера были менеджерами по продажам, через 3 года делали карьеру и становились членами правления банков. Денег было много, они шли за границу, маржа была прекрасная. Нужно было быстрее занять позиции на рынке, нанять каких-то людей, неважно каких. Народ прыгал из банка в банк. Это был первый этап. Второй этап — когда случился кризис и стали нужны качества выживаемости. Необходимо было показывать конкретный результат по доходности. До кризиса 2008 года было много менеджеров-архитекторов, которые говорили: «Вот мы стартап сделаем, построим розницу, а операционными темами нам не интересно заниматься». А важно было именно разбираться в деталях. Мне кажется, они сами себя поймали в ловушку, в кризис многих просто «выдавило» из бизнеса. Потом на рынок пришел Digital и всё, что связано с мобильными банками, с операциями в интернете. Начался третий этап. Возникла новая проблема — найти специалистов, которые сделают современный банк.

— То есть можно сказать, что классический банкинг обречен на вымирание? 

— По большому счету, он никому не нужен. Все теперь делают упор на Digital-историю, работу с big data, искусственным интеллектом, machine learning. В общем, всё, что связано с работой с данными, вышло на первый план. И технологии, конечно, — например, те, которые делают транзакции более защищенными, тот же блокчейн. Появились алгоритмы, которые сами себя обучают, к каждому клиенту находят свой подход. Данных огромное количество: соцсети, телефоны, банки. Всё вместе это дает индивидуальный портрет каждого человека. Известно, куда вы ходите, сколько спите, что едите. Создается полная потребительская картина. От банкиров требуется много новых скиллов.

— Получается, в скором времени главными в банках станут не финансовые, операционные директоры, а айтишники — те, кто отвечает за техническую сторону вопроса? 

— Здесь надо разделять обязанности. Хорошие управленцы нужны всегда. Искусственный интеллект их не заменит. В финансах очень много действительно творческих людей, которые креативно подходят к своим задачам. Они понимают бизнес-процессы и умеют придумывать, как сэкономить, внеся один незначительный штрих — например, переместить что-то на складе. Но вот отделы рекрутмента — да, сократятся. Но они сейчас действительно делают много ненужной работы. Для оптимизации этой деятельности мы сейчас как раз создаем платформу, которая сама вычленяет подходящие и неподходящие резюме для той или иной профессии. Рутинные функции перейдут к машинам, но креативная работа, которую не может делать искусственный интеллект, останется обязательно.

— А каким еще банковским работникам стоит ждать сокращений?

— Всем, кто выполняет типовые задачи, которые можно отдать машине. Разработка новых продуктов останется. Ещё надо учитывать, что молодое поколение волнует то, что происходит здесь и сейчас, им не нравится тратить время на какие-то лишние действия. Вот как часто вы ходите в отделение банка?

— Редко. 

— Потому что всё можно оплатить через телефон. Если комиссия 30 рублей — не так жалко, всё лучше, чем тащиться в отделение банка. Выходит, что физическое обслуживание уйдет. И физические продажи, возможно, тоже.

— Кому в этих условиях будет проще? Работодатели отдадут предпочтение тем, кто уже работал в сфере и попробует адаптироваться, или новичкам? 

— Я верю, что главное — быстрая обучаемость. Стив Джобс и в 50 лет новаторски смотрел на вещи. Вопрос не в возрасте, а в желании развиваться.

— А как вычислить такого кандидата среди множества? Как найти «того самого» работника? 

— Если мы говорим о человеке, который находится только на старте, после университета, то главное для него — быть интересующимся. Ему хочется попробовать разные инновационные вещи. Он активен, коммуникабелен. На первый план выходит работа в команде. Это межнациональный тренд. Если же мы говорим о человеке с опытом, я лично определяю его пригодность по достижениям, которые он совершил. Можно как угодно пиариться, выступать на конференциях, но главное — дело.

— Как эти достижения отражаются в резюме кандидата? 

— Для западных компаний прошлый опыт вообще не важен, важна твоя готовность включаться в новые проекты. Думаю, скоро и у наших инновационных компаний будет такой же подход. У банков теперь сильный стык с IT, банкирам нужно разговаривать с айтишниками на одном языке, чтобы получилась командная работа. И IT-компании должны не в своих астралах летать, а быть usability friendly. Если ты заходишь на их страницу, все должно быть понятно — как у Apple, например. Это огромная работа команд на стыке самих продуктов и IT.

— Есть удачные примеры такой работы в банковской сфере? 

— Газпромбанк, например. С одной стороны, для рынка вроде бы незаметный банк, но он — номер один в кампусах. Делает проекты для университетов, привлекает молодежь, создает карты, которые одновременно являются и пропуском, и читательским билетом, на неё же получаешь стипендию, платишь ею в кафе. Сбербанк тоже идет в этом направлении.

— Можно назвать какие-то секреты успеха руководителей таких банков? На что банкиру обращать особое внимание? 

— Важна организация деятельности. Например, я работаю с Google и могу сказать, что там очень жёсткая дисциплина. Это суперинновационная компания с бесплатными обедами, массажами, стрижками. Много «плюшек», которые с точки зрения work-life balance очень нужны. Но тем не менее всё очень регламентировано. Есть чёткие цели и жёсткая дисциплина в плане их выполнения. Иначе бывают перекосы: сотрудники много придумают, но до реализации дело не доходит.

— Это когда теоретиков больше, чем практиков?

— Скорее, когда больше разговоров. Вот, например, Тинькофф создает огромное количество продуктов. Конечно, не всё получается, но они исправляют это так быстро, что кажется, будто им все дается легко. Но это не так: просто ребята работают над ошибками быстро и продуктивно.

— Лет семь назад вы говорили, что между компаниями идет агрессивная борьба за кадры. А сейчас есть нехватка кадров или рынок насыщен? 

— Талантливых классных людей мало. Они всегда будут востребованы, за них будет борьба. Хочешь дорого стоить — нужно работать над собой. В мире всё очень быстро меняется: технологии, новые языки. Уже невозможно отучиться в институте, закончить какие-то курсы и успокоиться. Всё время надо «подпитываться» новыми знаниями, читать, «качать» мозг. Сейчас развито онлайн-образование, много бесплатных курсов. Всё зависит от человека. Если он готов развиваться, инвестировать в себя — значит, будет интересен работодателям. Чтобы помочь кандидатам, мы продвигаем карьерный коучинг. Это продукт будущего. Вместе с оценкой себя, пониманием сильных и слабых сторон, потенциальных зон развития, ты узнаешь, как воспринимаешься другими людьми, что тоже очень важно. Когда человек нашел себя, его не надо мотивировать.

— Итак, потенциальный руководитель будущего должен быть активным, амбициозным, готовым саморазвиваться, и хорошо, если у него есть техническое образование. А сами руководители это понимают? Осознают, что нужно вносить что-то новое, что «выехать» на старом уже не выйдет? 

— Знаете, разные есть. Кто-то понимает. Но себя переделать сложно. Тем, кто всё это дело начинал, уже может быть за 50, темпы не те, молодые наступают. Ситуация как в прайде. Старый лев и молодой. Пока барахтаешься — есть шанс быть защищенным, востребованным в сообществе, как только остановился — всё. Кто-то устаёт, придумывает филантропические занятия — например, становится бизнес-ангелом. И это тоже вариант. Главное — действовать.

Беседовала Мария Рубникович

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья