ENG

Перейти в Дзен
Стартапы

Контрразведка для подержанных автомобилей

Приобретение подержанного автомобиля всегда таит определенный риск для покупателя, так как можно нарваться на угнанную, нерастаможенную или проблемную в техническом плане машину. Получить об интересующем авто исчерпывающую и объективную информацию помогает онлайн-проект Adaperio. Его создатель Алексей Данилов утверждает, что сервис интегрирует актуальные сведения из различных баз данных и формирует для клиента реальную историю автомобиля. 

Как родилась идея

До создания своего бизнеса Алексей Данилов трудился в «МДМ Банке», где сумел достичь неплохих карьерных успехов, пройдя путь от администратора допофиса до руководителя розничного бизнеса одного из филиалов финучреждения. Затем он ушел работать в столичную юридическую компанию «Клифф» на должность замдиректора департамента международного налогового планирования. В этот период жизни Данилову пришла идея запустить отраслевой информационный портал, которым он занимался около полутора лет. Особых лавров начинающий бизнесмен не снискал, зато сумел накопить значимый опыт и понять простую, но важную истину — не нужно выдумывать решения несуществующих проблем, необходимо помогать людям преодолевать реально возникающие.

Алексей знал, что каждый год около 6 млн россиян приобретают подержанные автомобили. Большинство из них хотят разумно сэкономить, купив приличную машину за меньшие деньги. Всем известно, что в первые несколько лет авто теряет в цене 35-40% при условии бережного ухода и находясь в отличном состоянии. Однако даже опытные автолюбители не всегда могут отличить «хороший» автомобиль от «плохого». Помочь им в этом и предотвратить обман, к которому склонны недобросовестные продавцы, — главная задача созданного Даниловым сервиса, названного Adaperio, что в переводе с латыни означает «раскрывать правду».

За свой счет

Новый проект, как и предыдущий, Алексей создал на собственные средства. Первоначальные вложения в бизнес ограничивались суммой в 200-300 тысяч рублей. Со временем он понял, что часть денег потрачена неэффективно по причине доверия сторонним компаниям процесса разработки и продвижения портала.

Впоследствии его партнером стал Рустам Баекенов, сконцентрировавшийся на технических вопросах, что дало возможность самому Данилову заняться отладкой продукта и маркетингом. Это позволило начать проект без инвестиций, тем более пока было непонятно, насколько это стоящее дело и сможет ли оно заинтересовать потенциальных инвесторов.

Период окупаемости

Проект довольно быстро вышел на самоокупаемость — планка была достигнута уже через несколько месяцев, правда, руководство компании оставалось без зарплаты. Одна из главных причин такого результата — экономия на рекламе, так как продвижение обеспечивалось через социальные сети, где публиковались посты в тематических группах. Кроме того, стимулирование органического роста обеспечивалось через ссылочную массу и перепосты. Эти же каналы коммуникации помогли протестировать основные идеи и доработать еще «сырой» продукт до конкурентного уровня.

Первая продажа произошла с помощью «ВК» через месяц после запуска сервиса. Клиент перевел 50 рублей за выполненный отчет, вызвав огромную радость основателя проекта. Благодаря небольшим затратам на рекламу она окупилась довольно быстро; к концу первого года существования была поставлена цель выйти на уровень ежемесячной выручки в $1 тыс. С первыми покупателями Данилов общался лично, посылая им персональные письма.

В первый год существования стартапа фиксировался ежемесячный рост на уровне 35%. Данилов подсчитал, что при таких темпах проекту необходимо около $150 тысяч. Эти средства помогут выйти на полную окупаемость через 18 месяцев. Но деньги привлечь в таком объеме в итоге не удалось, и проект продолжили развивать на оборотные средства. Сегодня месячная выручка компании достигает 4-5 млн рублей.

Сейчас стоимость услуги проверки онлайн составляет 292 руб. Отдав эту сумму, будущий автовладелец сэкономит гораздо больше на отсутствии необходимости переплаты.

Возможности ресурса

Сервис агрегирует данные о транспортных средствах, эксплуатируемых на территории РФ, и на их основе формирует отчет об автомобиле. Информация собирается по госномеру или VIN-коду машины от из онлайн-источников — ГИБДД, ФТС, Росстат, НБКИ, ВАС РФ, страховых, банков — и оффлайн-партнеров. Клиенты Adaperio получают следующие сведения:

  • история владения, смены собственников;
  • пробег автомобиля;
  • заводская комплектация;
  • угон и ограничение регистрационных действий;
  • наличие банковского залога;
  • фото машины из открытых источников;
  • участие в ДТП;
  • эксплуатация авто в роли лицензированного такси;
  • наличие таможенного оформления, штрафы и другие.

Аналитики портала выяснили, что около трети продавцов машин скручивают реальный пробег. В среднем эта цифра достигает 54 тыс. км. Более половины авто (около 58%) к моменту продажи сменили 3 или 4 владельца, а 23% автомобилей находятся в поиске пятого, шестого или даже десятого собственника. Порядка 77% машин перед тем, как перейти к новым хозяевам, попадают в ДТП.

Путем первопроходцев

В момент запуска сервиса рынок онлайн-услуг еще не был сформирован, и в числе главных конкурентов значился портал правительства Москвы mos.ru, имеющий схожую концепцию. Однако изначально тот был ориентирован на Москву, а Adaperio работает в масштабах всей страны, поэтому очень много усилий было потрачено на образовательную функцию: почти всем пользователям приходилось подробно объяснять, из каких источников появляется та или иная информация, как формируется отчет и насколько он объективен. Данилова радует, что к людям постепенно приходит понимание необходимости проверки автомобиля перед совершением покупки — выкидывать немалые деньги просто так не хочется никому.

Одной из главных проблем в работе на первых порах стало отсутствие взаимопонимания с ГИБДД. Сотрудники ведомства с неохотой предоставляли информацию по ДТП, что не позволяло создавать максимально точные отчеты.

Сейчас сфера, в которой работает Adaperio, стала отличаться высокой конкуренцией. В подобных сервисах увидели прибыльную нишу как небольшие компании, ограничивающиеся небольшим объемом информации в отчетах, так и крупнейшие автоклассифайды. С некоторыми, такими как Drom, Bibika, Am.ru, удалось договориться о партнерстве, а «Авито» решило строить конкурента самостоятельно.

Пути развития бизнеса

Начав развивать свою идею в нише B2C, Данилов со временем понял, что неплохие перспективы могут быть и в другом сегменте — B2B. Сотрудничество с этой категорией клиентов было налажено в рамках деятельности страхового акселератора Insurtech Lab. Аккумулируемые Adaperio данные помогают страховщикам оптимизировать технологию скоринга. В переходе на новый формат Алексею помогли навыки работы в банковской сфере и знание того, как правильно проводить переговоры. В дальнейших планах основателя сервиса — увеличение количества услуг и расширение рыночной доли.

Рынок проверок глубоко интегрирован с сегментом вторичного рынка реализации подержанных автомобилей и способен серьезно его изменить. Сейчас многие игроки стремятся выйти на продажи через автодилеров, что подтверждает поведение некоторых конкурентов. Данилов считает, что рынок б/у авто удержит львиную долю P2P-сделок, которые выйдут на новый уровень онлайн-сопровождения.

В Adaperio намерены предложить продукт, способный точно подсказать покупателю, какой автомобиль является лучшим из имеющихся. Для этого сервис планирует создавать рейтинг авто на основании их ключевых характеристик. Потребителю останется только определиться с суммой и конкретной моделью, все остальное за него сделает сервис.

Опросы, проведенные Adaperio, показывают: 71% покупателей подержанных машин не против отдать в пределах 1-5% стоимости авто за возможность найти действительно стоящий вариант. Ежегодно на вторичном рынке РФ реализуются автомобили на сумму не менее 2 трлн рублей, так что получение даже 1% от нее сулит хорошую прибыль. Дополнительным преимуществом выступает тот факт, что Adaperio не конкурирует с классифайдами на их площадке, а пытается вновь сформировать свой рынок.

Проект участвовал в конкурсе стартапов «Школа молодого миллиардера», который проводит авторитетное деловое издание Forbes. Популярный российский журнал «За рулем» в 2015 году подготовил аналитический материал совместно с Adaperio, посвященный способам обмана покупателей на вторичном рынке авто.

Автор: Кристина Фирсова

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья