• Подписывайтесь на  E-mail рассылку

ENG
Generic selectors
Exact matches only
Поиск по заголовкам
Поиск по содержимому
Search in posts
Search in pages
Стартапы

Контрразведка для подержанных автомобилей

Приобретение подержанного автомобиля всегда таит определенный риск для покупателя, так как можно нарваться на угнанную, нерастаможенную или проблемную в техническом плане машину. Получить об интересующем авто исчерпывающую и объективную информацию помогает онлайн-проект Adaperio. Его создатель Алексей Данилов утверждает, что сервис интегрирует актуальные сведения из различных баз данных и формирует для клиента реальную историю автомобиля.

Как родилась идея

До создания своего бизнеса Алексей Данилов трудился в «МДМ Банке», где сумел достичь неплохих карьерных успехов, пройдя путь от администратора допофиса до руководителя розничного бизнеса одного из филиалов финучреждения. Затем он ушел работать в столичную юридическую компанию «Клифф» на должность замдиректора департамента международного налогового планирования. В этот период жизни Данилову пришла идея запустить отраслевой информационный портал, которым он занимался около полутора лет. Особых лавров начинающий бизнесмен не снискал, зато сумел накопить значимый опыт и понять простую, но важную истину – не нужно выдумывать решения несуществующих проблем, необходимо помогать людям преодолевать реально возникающие.

Алексей знал, что каждый год около 6 млн россиян приобретают подержанные автомобили. Большинство из них хотят разумно сэкономить, купив приличную машину за меньшие деньги. Всем известно, что в первые несколько лет авто теряет в цене 35-40% при условии бережного ухода и находясь в отличном состоянии. Однако даже опытные автолюбители не всегда могут отличить «хороший» автомобиль от «плохого». Помочь им в этом и предотвратить обман, к которому склонны недобросовестные продавцы, – главная задача созданного Даниловым сервиса, названного Adaperio, что в переводе с латыни означает «раскрывать правду».

За свой счет

Новый проект, как и предыдущий, Алексей создал на собственные средства. Первоначальные вложения в бизнес ограничивались суммой в 200-300 тысяч рублей. Со временем он понял, что часть денег потрачена неэффективно по причине доверия сторонним компаниям процесса разработки и продвижения портала.

Впоследствии его партнером стал Рустам Баекенов, сконцентрировавшийся на технических вопросах, что дало возможность самому Данилову заняться отладкой продукта и маркетингом. Это позволило начать проект без инвестиций, тем более пока было непонятно, насколько это стоящее дело и сможет ли оно заинтересовать потенциальных инвесторов.

Период окупаемости

Проект довольно быстро вышел на самоокупаемость – планка была достигнута уже через несколько месяцев, правда, руководство компании оставалось без зарплаты. Одна из главных причин такого результата – экономия на рекламе, так как продвижение обеспечивалось через социальные сети, где публиковались посты в тематических группах. Кроме того, стимулирование органического роста обеспечивалось через ссылочную массу и перепосты. Эти же каналы коммуникации помогли протестировать основные идеи и доработать еще «сырой» продукт до конкурентного уровня.

Первая продажа произошла с помощью «ВК» через месяц после запуска сервиса. Клиент перевел 50 рублей за выполненный отчет, вызвав огромную радость основателя проекта. Благодаря небольшим затратам на рекламу она окупилась довольно быстро; к концу первого года существования была поставлена цель выйти на уровень ежемесячной выручки в $1 тыс. С первыми покупателями Данилов общался лично, посылая им персональные письма.

В первый год существования стартапа фиксировался ежемесячный рост на уровне 35%. Данилов подсчитал, что при таких темпах проекту необходимо около $150 тысяч. Эти средства помогут выйти на полную окупаемость через 18 месяцев. Но деньги привлечь в таком объеме в итоге не удалось, и проект продолжили развивать на оборотные средства. Сегодня месячная выручка компании достигает 4-5 млн рублей.

Сейчас стоимость услуги проверки онлайн составляет 292 руб. Отдав эту сумму, будущий автовладелец сэкономит гораздо больше на отсутствии необходимости переплаты.

Возможности ресурса

Сервис агрегирует данные о транспортных средствах, эксплуатируемых на территории РФ, и на их основе формирует отчет об автомобиле. Информация собирается по госномеру или VIN-коду машины от из онлайн-источников – ГИБДД, ФТС, Росстат, НБКИ, ВАС РФ, страховых, банков – и оффлайн-партнеров. Клиенты Adaperio получают следующие сведения:

  • история владения, смены собственников;
  • пробег автомобиля;
  • заводская комплектация;
  • угон и ограничение регистрационных действий;
  • наличие банковского залога;
  • фото машины из открытых источников;
  • участие в ДТП;
  • эксплуатация авто в роли лицензированного такси;
  • наличие таможенного оформления, штрафы и другие.

Аналитики портала выяснили, что около трети продавцов машин скручивают реальный пробег. В среднем эта цифра достигает 54 тыс. км. Более половины авто (около 58%) к моменту продажи сменили 3 или 4 владельца, а 23% автомобилей находятся в поиске пятого, шестого или даже десятого собственника. Порядка 77% машин перед тем, как перейти к новым хозяевам, попадают в ДТП.

Путем первопроходцев

В момент запуска сервиса рынок онлайн-услуг еще не был сформирован, и в числе главных конкурентов значился портал правительства Москвы mos.ru, имеющий схожую концепцию. Однако изначально тот был ориентирован на Москву, а Adaperio работает в масштабах всей страны, поэтому очень много усилий было потрачено на образовательную функцию: почти всем пользователям приходилось подробно объяснять, из каких источников появляется та или иная информация, как формируется отчет и насколько он объективен. Данилова радует, что к людям постепенно приходит понимание необходимости проверки автомобиля перед совершением покупки – выкидывать немалые деньги просто так не хочется никому.

Одной из главных проблем в работе на первых порах стало отсутствие взаимопонимания с ГИБДД. Сотрудники ведомства с неохотой предоставляли информацию по ДТП, что не позволяло создавать максимально точные отчеты.

Сейчас сфера, в которой работает Adaperio, стала отличаться высокой конкуренцией. В подобных сервисах увидели прибыльную нишу как небольшие компании, ограничивающиеся небольшим объемом информации в отчетах, так и крупнейшие автоклассифайды. С некоторыми, такими как Drom, Bibika, Am.ru, удалось договориться о партнерстве, а «Авито» решило строить конкурента самостоятельно.

Пути развития бизнеса

Начав развивать свою идею в нише B2C, Данилов со временем понял, что неплохие перспективы могут быть и в другом сегменте – B2B. Сотрудничество с этой категорией клиентов было налажено в рамках деятельности страхового акселератора Insurtech Lab. Аккумулируемые Adaperio данные помогают страховщикам оптимизировать технологию скоринга. В переходе на новый формат Алексею помогли навыки работы в банковской сфере и знание того, как правильно проводить переговоры. В дальнейших планах основателя сервиса – увеличение количества услуг и расширение рыночной доли.

Рынок проверок глубоко интегрирован с сегментом вторичного рынка реализации подержанных автомобилей и способен серьезно его изменить. Сейчас многие игроки стремятся выйти на продажи через автодилеров, что подтверждает поведение некоторых конкурентов. Данилов считает, что рынок б/у авто удержит львиную долю P2P-сделок, которые выйдут на новый уровень онлайн-сопровождения.

В Adaperio намерены предложить продукт, способный точно подсказать покупателю, какой автомобиль является лучшим из имеющихся. Для этого сервис планирует создавать рейтинг авто на основании их ключевых характеристик. Потребителю останется только определиться с суммой и конкретной моделью, все остальное за него сделает сервис.

Опросы, проведенные Adaperio, показывают: 71% покупателей подержанных машин не против отдать в пределах 1-5% стоимости авто за возможность найти действительно стоящий вариант. Ежегодно на вторичном рынке РФ реализуются автомобили на сумму не менее 2 трлн рублей, так что получение даже 1% от нее сулит хорошую прибыль. Дополнительным преимуществом выступает тот факт, что Adaperio не конкурирует с классифайдами на их площадке, а пытается вновь сформировать свой рынок.

Проект участвовал в конкурсе стартапов «Школа молодого миллиардера», который проводит авторитетное деловое издание Forbes. Популярный российский журнал «За рулем» в 2015 году подготовил аналитический материал совместно с Adaperio, посвященный способам обмана покупателей на вторичном рынке авто.

Автор: Кристина Фирсова

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»