ENG
Аналитика, В мире, Инвестклимат

Коронавирус заставит пересесть на самокаты

Сервисы аренды самокатов в России взлетают с трудом — желающих пользоваться двухколесными средствами передвижения не так уже и много, к тому же серьезные ограничения накладывают погодные условия. В мире надежды на микромобильный шеринг более солидные, главным образом из-за пандемии коронавируса. Несмотря на проблемы, с которыми сталкивались компании, развивающие аренду электрических велосипедов и самокатов в период карантина, аналитики прогнозируют рынку новый взлет. Рассказываем о причинах последнего и новых точках роста по версии аналитиков компании CB Insights.

Пандемия в руку

Пандемия коронавируса, а точнее, последовавшие за ней режимы карантина всерьез ударили по сервисам краткосрочной аренды самокатов и велосипедов — остававшиеся неделями и месяцами в квартирах и домах люди попросту не пользовались ими. В результате даже мировым лидерам пришлось непросто. Так, сервис аренды электросамокатов Bird сократил штат примерно на 30%, а также ушел со всех европейских рынков и из шести городов США. Шеринговый сервис самокатов Lime уволил 13% сотрудников и ушел практически со всех зарубежных рынков.

Однако сегодня на рынке больше надежд, чем разочарований, считают в аналитической компании CB Insights. Прежде всего речь идет о безопасной альтернативе общественному транспорту, которой могут стать микромобильные сервисы. Если раньше речь шла скорее о снижении экологического вреда и меньшей стоимости по сравнению с личным автомобилем, то теперь пользователей будут привлекать меньшие риски передачи инфекции.

«Остается шанс, что бизнесы восстановятся, поскольку люди выходят из режима карантина и ищут альтернативные варианты поездок. Велосипеды и самокаты могут стать более безопасным способом передвижения на небольшие дистанции по сравнению с общественным транспортом», — уточняют в CB Insights.

Учитывая меньшее количество контактных точек и простоту общения, скутеры и велосипеды могут рассматриваться как менее рискованные, чем автомобили, автобусы или метро.

«Компании, которые выживут, вероятно, будут процветать на этом многомиллиардном рынке, поскольку они предоставляют городским жителям жизнеспособное решение их транспортных проблем и предлагают более зеленую альтернативу автомобилям», — уточняют в CB Insights.

Мопеды для Индии 

Ослабление карантинных режимов уже показало рост интереса к передвижению на велосипедах и самокатах. В США только в апреле покупки электрических велосипедов выросли на 85% по сравнению с мартом 2019 года, а продажи прогулочных велосипедов для взрослых утроились. Похожие тренды фиксируются в странах Азии — так, по данным сервиса Lime, число поездок на самокатах в Южной Корее выросло к настоящему времени на 14%. Китайский проект Hellobike за месяц показал рост в 30% и т.д. Однако точками роста для глобального рынка микромобильности могут стать вовсе не США и Китай.

Надежды подает Индия, где особым спросом пользуется аренда мопедов, причем рост идет за счет местных сервисов. Стартап Bounce предлагает к аренде более 20 000 электрических и бензиновых велосипедов и мотороллеров. В январе компания привлекла инвестиции $105 млн, получив оценку в $0,5 млрд. В другой индийский сервис аренды велосипедов и мопедов Vogo еще в конце 2018 года $100 млн вложил местный сервис такси Ola. В мае основатель Vogo заявил, что в течение нескольких месяцев спрос должен вернуться к уровню до пандемии. Их конкурентом остается сервис аренды электровелосипедов Yulu, в прошлом году подписавший соглашение с Uber. В ноябре 2019 года производитель мотоциклов Bajaj Auto вложил в проект $8 млн.

«За короткий период после возобновления работы наш бизнес довольно быстро пришел в норму, превзойдя все ожидания. Одиночные микромобильные транспортные средства являются одним из лучших способов передвижения в постковидном мире», — утверждает генеральный директор Yulu Амит Гупта.

Поворот к Европе 

Спрос на микромобильные сервисы обещает расти и в Европе. Велосипеды и самокаты никогда не были здесь в новинку: в той же Дании велосипедами владеет 90% населения (для сравнения, автомобилями — только 56%). А французский город Ла-Рошель запустил программу обмена велосипедами еще в 1974 году. В последние несколько лет на европейском рынке получили развитие и сервисы аренды электросамокатов, в том числе местные. Именно на последние уже обратили внимание инвесторы, которых привлекает развитая дорожная инфраструктура для микромобильного транспорта, а также будущие ограничения на использование машин с бензиновыми двигателями.

Так, шведская компания по производству электрических самокатов Voi Technology уже привлекла более $160 млн инвестиций с момента запуска в августе 2018 года. Стартап получил деньги в том числе от Balderton Capital, Vostok New Ventures, Project A и Creandum. Сейчас электросамокаты доступны в городах Швеции, Дании, Испании, Португалии, Финляндии и Франции. Берлинский стартап Tier Mobility получил более $117 млн и уже работает в 8 странах Европы. Несмотря на пандемию, Tier начал работать в 5 новых городах.

Правда, европейским сервисам предстоит непростая конкуренция. Глобальный сервис аренды самокатов Lime работает уже в 20 странах Европы. Еще в конце 2018 года в Париже заработал сервис Bird, который в январе 2020 года приобрел немецкого конкурента Circ. Сейчас самокаты сервиса доступны в Португалии, Бельгии, Великобритании, Франции, Австрии, Испании и Швейцарии.

Самокаты против велосипедов

В Южной Америке аналитики советуют делать ставку скорее на сервисы краткосрочной аренды самокатов — во многих странах региона велосипедный шеринг поддерживается государством и остается бесплатным для пользователей.

«Стартапы, специализирующиеся на электрических самокатах, могут добиться большего успеха в регионе», — считают в CB Insights.

Казалось бы, в регионе есть все условия для взлета микромобильных сервисов, прежде всего крайне напряженной остается ситуация с общественным транспортом и пробками, и она только ухудшается. Дополнительным стимулом также обещает стать пандемия, которая заставит многих отказаться от привычного способа передвижения по городу.

Но пока развиваться в регионе получается непросто. Так, наиболее заметный проект Grow Mobility, созданный после объединения бразильского Yellow и мексиканского Grin, все еще ищет устойчивую бизнес-модель, напоминают в CB Insights. У компании остаются большие долги, во время пандемии она прекратила работать в 14 городах Бразилии. В начале июня стало известно о покупке сервиса инвестором Фелипе Энрикесом, сооснователем венчурной компании Mountain Nazca.

Автор: Ольга Блинова

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья