ENG
Перейти в Дзен
В мире, Стартапы

Открыть косметическую компанию в Нидерландах: личный опыт

После переезда в Нидерланды Катерина Трофимова не смогла подобрать себе средства по уходу за лицом и основала косметическую компанию Sayuri Cosmetics. Ее бизнес-партнером стала подруга со студенческих времен Мария Парлак, которая несколько лет назад переехала в Бельгию. Предпринимательницы рассказали «Инвест-Форсайту», как им удалось построить общий бизнес, живя в разных странах, и выйти на европейский рынок. 

Путь к бизнесу

В 2007 году Катерина Трофимова влюбилась и ради будущего мужа переехала из Москвы в Нидерланды. Первые три года она готовилась к обязательному языковому экзамену. В это время у нее начались проблемы с кожей. Салоны красоты и дорогая косметика не помогали — становилось хуже. Помогло образование биотехнолога. Будучи к тому же выпускницей экономического факультета МГГУ, она решила, что сможет разработать куда лучшую линию продуктов для кожи, чем предлагает рынок.

В 2011 году, когда через сарафанное радио к ней стали поступать заказы, Катерина зарегистрировала Eenmanszaak (аналог российского ИП). Она назвала компанию в честь главной героини книги «Мемуары Гейши» — Sayuri Cosmetics.

«Название пришло задолго до переезда. Я прочитала книгу, и мне понравилась главная героиня, — объясняет основательница компании. — Меня поразили и привлекли японский стиль жизни и их ритуалы красоты. Тогда я не подозревала, что «Саюри» станет не просто именем марки, а откроет людям новый ритуал для красивой, здоровой и молодой кожи».

В 2012 году совладелицей Sayuri Cosmetics стала Мария Парлак, с которой Катерина дружила во время учебы в МГГУ. На последнем курсе обе девушки вышли замуж и с рождением детей потеряли друг друга из виду. В 2011-м они возобновили общение через соцсети.

«Катерина — специалист не только по косметическим продуктам, в ее арсенале огромный багаж различных методов и способов борьбы со старением. Она буквально «заразила» меня своей любовью к индустрии красоты, а дальше все закрутилось, и мы просто не могли не начать развивать это направление», — рассказывает Мария.

После окончания МГГУ по специальности «инженер-эколог» она чуть больше года проработала наемным сотрудником в мебельной сфере — организовывала и контролировала работу офисов и выставочных точек розничных продаж по Москве. Этого опыта хватило, чтобы запустить собственный бизнес в мебельном сегменте. Сначала Мария открыла ООО «М-Дизайн», затем продала его и позже основала ООО «ДомАрт». В 2014 году она переехала в бельгийский городок Брассхаат.

«По большой любви, о чем ни дня не пожалела», — добавляет предпринимательница.

С ее приездом у Sayuri Cosmetics начался новый этап — проект взял курс на расширение и увеличение продаж.

«Наша компания зарегистрирована в Голландии. Но поскольку я живу в соседней Бельгии, а Катерина — в Голландии, рабочий офис решили открыть на границе этих двух стран — в Хохстратене», — поясняет она.

На старте подруги вложили в проект около €30 000 личных накоплений. Небольшая компания быстро вышла на самоокупаемость, а через полгода начала приносить стабильную прибыль. Сначала Мария Парлак пыталась работать на два фронта — дистанционно управлять из Бельгии ООО «ДомАрт».

«Но не получилось по ряду причин, — признается она. — Одна из них — меня целиком и полностью поглотил проект Sayuri Cosmetics. В итоге мебельную компанию пришлось закрыть».

В 2017 году девушки взяли в состав учредителей Елену Бойцову. За ней закрепились обязанности PR-директора. Мария Парлак по-прежнему отвечает за развитие проекта, а на Катерине Трофимовой лежит разработка рецептур, подбор ингредиентов и контроль качества на производстве.

Мария приезжает в офис практически каждый день — до него около 40 км.

«Катерина также регулярно в офисе, хотя живет в Роттердаме и ей порядка 50 км. Елена, которой до офиса больше 100 км, бывает 2-3 раза в неделю. Нам приходится часто летать в Россию и по Европе. Поэтому ежедневные утренние совещания проводим онлайн», — рассказывает она.

В 2017 году компания перешагнула из малого в средний бизнес. У нее появилось официальное представительство в России — ООО «САЮРИ ГРУПП», а в Голландии завершилась регистрация Sayuri Global Corporation в формате BV (аналог ООО). В отличие от Eenmanszaak (ИП), который можно открыть за один день, оформление BV — сложный процесс.

«В этом случае не обойтись без помощи нотариуса и юриста, — поясняет совладелица проекта. — Два-три месяца занимает подготовка документов, после их подписания нужно около месяца ждать подтверждения из налоговых органов. Стоимость открытия BV, в зависимости от стартовых условий, колеблется от €3000 до €10 000».

Расширение границ

Сегодня домашняя линяя Sayuri Cosmetics представлена тремя сериями — GLOWING SKIN, MATRIX REPAIR и HyActive COMFORT. В этом году компания запустила линейку профессиональной косметики. Все ингредиенты закупаются в Голландии, Бельгии, Франции, Германии и Англии — свыше 150 позиций.

«Из местного мы используем AquaLyte pH, — добавляет Катерина Трофимова. — Эта разработка бельгийских специалистов помогает бороться с грибками, вирусами и бактериями. У нее два явных преимущества: в качестве компонента AquaLyte pH борется с патогенной флорой нашей кожи. Как ингредиент в рецепте он существенно снижает процентное содержание консервантов в составе, а в некоторых случаях позволяет совсем избежать их использования».

Перед запуском в массовое производство продукция Sayuri Cosmetics проходит сертификацию ЕС.

«Сертификация в Голландии, как и во всем мире, — довольно длительный процесс, — объясняет Мария Парлак. — Сначала необходимо заявить о новом продукте и занести его в специальный реестр ЕС, далее провести ряд тестов, часть из которых добровольная, но, на наш взгляд, обязательная. Стоимость сертификации напрямую зависит от продукта. Разброс цен — от €1000 до €5000 за одно наименование».

Основательницы проекта первыми пробуют крема на своей коже, затем тестирование проводится на добровольцах и в специально оборудованной лаборатории. Обычно оно занимает 3-6 месяцев, самое большее — год. Вся продукция Sayuri Cosmetics производится в Евросоюзе.

«Основную часть мы делаем в Бельгии. Также у нас заключен контракт с голландской фабрикой Flores Cosmetics. Сейчас мы ведем переговоры еще с несколькими небольшими мануфактурами. Главное условие — мы должны всегда иметь доступ к производственному процессу и лично контролировать весь путь создания продукта — от качества ингредиентов до разлива», — добавляет Мария Парлак.

После стольких лет напряженной работы к концу 2018 года в компании ожидают оборот в €300 000. Несмотря на рост объема продаж, ее владельцы сокращают издержки и вкладывают прибыль в расширение. Сегодня у Sayuri Cosmetics есть команда из 10 сотрудников (на контрактной основе), а продукты продаются в Голландии, Бельгии, Германии и Эстонии. Бренд приносит прибыль и осваивает новые рынки. Для начала — Россию и Европу.

Особенности менталитета 

Заказы на косметическую продукцию Sayuri Cosmetics приходят со всего мира. Чаще всего ее покупают бывшие соотечественницы, европейки в меньшей степени — 15-20%. Голландки начинают ухаживать за собой после 40 лет, и это важная особенность менталитета, которую нужно учитывать при запуске любого косметического бизнеса.

«Им сложнее объяснить, что для получения желаемого эффекта недостаточно купить один крем и использовать его раз в неделю, — поясняет Мария Парлак. — Их так же сложно убедить в комплексном подходе, поскольку здесь почти отсутствует культура ежедневного ухода за лицом. Голландки (да и большинство европеек) часто даже не смывают на ночь макияж. Зато когда они видят первый результат, начинают безоговорочно доверять и точно следуют всем рекомендациям. Их сложнее завоевать, но легче удержать! С нашими соотечественницами все с точностью до наоборот».

Развивать бизнес в Нидерландах и Бельгии, по ее мнению, проще, чем в России. Нет такой любви к бумажной волоките, и многие вопросы можно решить онлайн или по телефону. Сложнее привыкнуть к местному ритму ведения дел.

«Если в договоре у вас прописано «срок изготовления от 3 до 7 недель», будьте уверены — получите все через шесть недель либо точно по окончании семи. Та же история с оформлением документов. Ускорить, например, получение какого-либо сертификата практически невозможно. И таких примеров у нас по пять в день», — рассказывает совладелица Sayuri Cosmetics.

Адаптация к реальности

За четыре года жизни в Бельгии Мария Парлак до сих пор не привыкла к европейской медлительности.

«Когда стоишь третьей машиной на светофоре, а проезжаешь только тогда, когда «зеленый» загорается в четвертый раз, это немножко нервирует, — смеется она. — Зато все очень вежливые, никогда не будут тебе сигналить и пропустят при перестроении. Существенный плюс, но все это будет происходить о-о-очень медленно».

В остальном ее адаптация прошла легко: «просто еще один переезд в моей жизни» (в 16 лет родители перевезли ее из Тюмени в Москву — ред.).

Сейчас она учит нидерландский язык, подтягивает английский. Ее младшая четырехлетняя дочка ходит в школу — в Бельгии учатся с 2,5 лет.

«С одной стороны, здесь высокие налоги, с другой стороны, — медицинская страховка, детские пособия и другие льготы. Высокие цены на бензин, но качественные продукты по доступным ценам. На самом деле, в Бельгии, как и везде, хватает плюсов и минусов, — объясняет Мария. — Все, наверное, зависит от того, как ты лично воспринимаешь окружающую действительность. Мне в Бельгии нравится, но если придется переехать, то не вижу в этом проблемы».

Катерина Трофимова завершила свою адаптацию еще в 2010 году, сдав обязательный языковой экзамен. За 11 лет жизни за границей она ни разу не пожалела о переезде.

«Голландия идеальна для детей. Местные школы очень сильно отличаются от российских учреждений. В глазах голландцев каждый ребенок уникален. Нет плохих детей или неуспевающих в учебе, к каждому находят индивидуальный подход. То же самое касается людей в возрасте. Здесь жизнь продолжается в 60, в 70 и 90 лет, — говорит она. — Из минусов — дорогой бензин и медицинская страховка. Но я уже давно привыкла. В остальном здесь все спокойно и размеренно. Меня устраивает такой ритм, и я очень довольна своей жизнью в Нидерландах».

Беседовала Ольга Гриневич

ФОТО представлены Sayuri Cosmetics

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья