Истоки и форматы
Принято противопоставлять «креативную индустрию» исторически сложившемуся промышленному окружению. Часто описывается, как творческие силы с трудом, как растение через асфальт, пробиваются к жизни в существующем костном экономическом укладе. При этом подразумевается, что в перспективе они, конечно, почти полностью заменят собой устаревшую промышленность и другие традиционные отрасли городской экономики… Но существует ли в реальности такой антагонизм? Или успешные примеры говорят скорее о симбиозе старого и нового форматов?
Впервые термин «креативная экономика» появился в Великобритании в 1998 году, когда Департамент культуры, медиа и спорта обозначил ее развитие в качестве приоритета национальной политики. С тех пор данная концепция широко распространилась во всем мире. Но при этом отсутствует единое толкование термина «креативная экономика». В такой ситуации предпочтительно опираться на трактовку UNCTAD (United Nations Conference on Trade and Development — конференция ООН по торговле и развитию), которая включает в рассматриваемое понятие следующие отрасли: реклама, архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн, мода, кино, видео, фотография, музыка, исполнительское искусство, публикации, исследования и разработки, программное обеспечение, компьютерные игры, электронные публикации и телевидение/радио.
Наиболее перспективной формой развития креативных индустрий являются креативные кластеры, то есть единое пространство, объединяющее людей творческих профессий и предпринимателей. Для резидентов кластера доступно общение с единомышленниками и обмен идеями, что усиливает их потенциал и способствует дальнейшему развитию системы.
Зарубежный опыт: обособленность или интеграция?
Мировой опыт показывает, что существует большой разброс по степени интеграции креативных кластеров и традиционной экономики города. Во многих случаях такая связь практически отсутствует. Более того, власти могут целенаправленно поддерживать развитие обособленного креативного кластера для повышения разнообразия городской жизни.
В качестве примера можно привести Jockey Club Creative Arts Centre (JCCAC) в Гонконге, созданный на площадях заброшенной швейной фабрики.
Кластер специализируется на создании творческого имиджа города путем поддержки деятелей искусства и проведения культурных мероприятий. Здесь находится 140 студий и ежегодно организуется более 100 событий, которые посещают свыше 300 тыс. человек. Хотя кластер был сформирован еще в 2003 году, он до сих пор не смог выйти на безубыточность и финансируется из благотворительных фондов Гонконга. Но городские власти это не смущает.
Однако есть и целый ряд прямо противоположных примеров, где креативный кластер сильно интегрирован с традиционной экономикой и является коммерчески успешным проектом.
Один из них — Baltic Creative в Ливерпуле, который был создан в 2009 году на базе складского района «Балтийский треугольник». Историческая специализация этого английского города — порт и тяжелая промышленность, которые весьма далеки от творческих индустрий. Тем не менее подавляющее большинство из 150 резидентов креативного кластера плотно сотрудничают с базовыми предприятиями Ливерпуля. IT-компании занимаются созданием сайтов и цифровизацией бизнес-процессов для промышленных производств. Архитектурно-художественные студии реализуют проекты по реконструкции зданий и по промышленному дизайну. Среди резидентов кластера имеется даже компания, которая проводит обучающие семинары по использованию погрузчиков на складах.
Другим примером является Uzupis в Вильнюсе. Этот креативный кластер был основан в 2010 году на территории офисного комплекса в центре литовской столицы, что опровергает расхожее мнение о том, что подобные объекты обязательно формируются на основе неиспользуемых промышленных или складских площадей. Здесь тоже существенную часть резидентов составляют IT-компании, плотно сотрудничающие с крупными городскими промышленными предприятиями. Кроме того, многие резиденты интегрированы с туристической отраслью: от корпоративного маркетинга и рекламы до создания контента для телеканала в общественном транспорте. А лучшие студенты из 4 образовательных учреждений Вильнюса получают льготные условия по аренде площадей и поддержку кластера в продвижении своих стартапов.
Российский путь
За небольшим исключением, отечественные креативные кластеры больше похожи на культурные центры, созданные для проведения досуговых и образовательных мероприятий, а также для размещения творческих студий и ресторанов. Их связь с традиционной экономикой соответствующих городов минимальна. С одной стороны, это и неплохо, так как создает новый вектор в развитии муниципалитета. Но с другой стороны, такой подход сильно ограничивает потенциальный масштаб деятельности.
Тем не менее есть и у нас примеры значительной интеграции креативных кластеров с городской экономикой. Прежде всего можно отметить кластер «Октава» в Туле, открытый в 2018 году на базе бывшего одноименного завода звукозаписывающего оборудования. Он прямо позиционируется как место соединения вековых традиций Тулы и новых креативных индустрий. Например, Музей станка знакомит посетителей с историей промышленности России и Тулы, техническая библиотека на 5000 томов является комфортным местом для научной работы, а мастерская «ФабЛаб Maker» дает возможность всем желающим изготовить изделия с помощью 3D-принтера или лазерного станка. В рамках деятельности Высшей технической школы здесь ведется подготовка специалистов по конверсии ОПК, цифровизации и внедрению новых технологий в промышленность. В кластере проведено уже более 200 мероприятий (в том числе технической направленности), которые посетило около 60 тыс. человек.
В поисках синергии
Резюмируя, можно отметить: несмотря на множество положительных эффектов от создания креативных кластеров, их масштаб в современной городской экономике обычно весьма мал. Суммарная выручка резидентов в лучшем случае измеряется в миллионах долларов в год. Но если такой кластер активно взаимодействует с традиционной экономикой города, то эффект от его функционирования возрастает многократно. Возникает мощная синергия от применения наработок небольших креативных компаний на крупных предприятиях и в общественном секторе. Это касается не только промышленности, но и туризма, строительства, транспорта, торговли, а также других «классических» отраслей. В свою очередь креативный кластер при таком взаимодействии черпает ресурсы для более активного роста из других городских сфер (Рисунок 1).
Как на практике можно достичь такого эффекта? Тут важна прежде всего роль городских властей. Конечно, речь не идет об их прямом вмешательстве в функционирование креативного кластера: определении его приоритетов, структуры, принципов работы и т.д. Подобное грубое вмешательство лишь разрушит необходимый творческий дух и ограничит предпринимательскую инициативу. Задача муниципального руководства — наладить диалог между участниками кластера и другими предприятиями города, создать соответствующую «площадку» и стимулы. Тогда креативный кластер станет не только элементом имиджа и досуга, но сможет постепенно стать одним из двигателей местной экономики.
Авторы: М. А. Фурщик, управляющий партнер компании ФОК (Финансовый и организационный консалтинг), К. С. Жильцов, аналитик Департамента развития транспортной инфраструктуры компании ФОК (Финансовый и организационный консалтинг), М. М. Сафронов, аналитик Департамента стратегий и инвестиций компании ФОК (Финансовый и организационный консалтинг)