ENG

Перейти в Дзен
Аналитика, Мнение, Это интересно

Кризис или возможность?

Дарья Шунина

Дарья Шунина

Руководитель направления по привлечению иностранных стартапов, фонд «Сколково»

Кризис — это потеря баланса между взаимосвязанными вещами. С одной стороны, происходит разрыв привычных шаблонов, с другой — это всегда про создание чего-то нового. 

Фото: depositphotos.com
Фото: depositphotos.com

2020 год в этом смысле стал годом перемен, затронувших практически каждую сферу нашей жизни, особенно сферу образования. Переход на удаленный режим образования сопровождался множеством сложностей, основными из которых являлись:

  • Быстрый период перехода (мало времени на адаптацию)
  • Необходимость освоения новых платформ (Skype, Zoom, Discord)
  • Потеря концентрации
  • Отсутствие необходимого оборудования
  • Отсутствие базовых условий (отдельная комната, тихое помещение)

Несмотря на имеющиеся проблемы, переход образования в онлайн оказался неизбежным. Активные темпы перехода послужили катализатором для появления и развития ряда трендов, некоторые из которых появились еще задолго до пандемии.

Цифровизация

Переход от традиционного образования к цифровому, одной из целью которого является эффективное и гибкое применение новейших технологий для формирования персонализированного и ориентированного на результат образовательного процесса.

Геймификация

Бурный рост образовательных платформ способствует росту конкуренции и борьбе за клиента, развлекательный характер образовательного процесса приводит к удержанию аудитории в данных условиях. Под геймификацией стоит в первую очередь понимать систему учебных материалов, сопровождаемую элементами игры, с применением игровых мотиваторов (выход на новый уровень, получение вознаграждения).

Индивидуализация

Принятие индивидуальных особенностей каждого человека и адаптация учебных материалов к его способностям. Индивидуализация позволяет более эффективно выстроить процесс образования и позволить учащемуся показать лучший результат в имеющихся условиях.

Концепция «обучение в течение всей жизни» 

Обучение в течение всей жизни представляет собой новый взгляд на совершенствование знаний, умений и компетенций людей в течение всей их жизни. Данная концепция предполагает предоставление каждой личности возможности реализации своего потенциала во всех возрастах, вне зависимости от места, времени и иных обстоятельств.

Развитие soft skills («гибкие навыки») 

Под soft skills следует понимать универсальные социально-психологические качества, такие как организованность, способность решать конфликты, умение убеждать, работать в команде, адаптивность, умение вести переговоры. В современном мире недостаточно просто иметь знания: они слишком часто устаревают, их всегда можно приобрести. Другое дело — навыки, которые можно применить в разных сферах. Собственно, «гибкие навыки» — это кроссфункциональные навыки, которые в современном мире требуются вне зависимости от того, в какой сфере вы работаете.

Если говорить об инновациях, технологиях и компаниях, разрабатывающих новые проекты в сфере образования (edtech), то их число растет крайне быстро. На данный момент среди 3000 резидентов, стартапов в сфере образования насчитывается более 20. Согласно внутренней статистике, ежегодно они увеличивают выручку в среднем в 2–3 раза, а целевую аудиторию — на 50%. Крупнейшими компаниями-резидентами «Сколково» в данной сфере являются SkyEng, «Нетология», SkillBox, GeekBrains, «Дневник.ру». И это лишь несколько из примеров.

В большинстве своем данные проекты занимаются созданием образовательного контента, разрабатывают сервисы подбора образовательных программ, образовательные платформы, технологии верификации знаний, решения для управления персональной образовательной траекторией.

Стоит отметить, что, несмотря на высокий уровень технологической адаптации в России, важнейшая роль по внедрению технологических новшеств и облегчению адаптационного процесса должна быть отведена государству. Государство должно создавать все необходимые условия для перехода к новому формату и формированию специфических требований, а также следить за обеспечением доступа к необходимому оборудованию и интернет-соединению.

Подводя итог, следует отметить, что, несомненно, пандемия внесла свои коррективы в имеющийся процесс образования. Однако смотреть на это можно с нескольких сторон, и здесь выбор за каждым, относиться к этому как к проблеме или возможности.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья