ENG
Перейти в Дзен
В мире, Технологии

Крылатые машины: какие дроны изменят мир

Аэротакси, селфи-дроны, мойщики окон, очистители ветровых турбин, инспекторы нефтегазовых труб, беспилотники, восстанавливающие леса после пожаров… Дроны пошли дальше индустрии развлечений. «Инвест-Форсайт» отобрал 5 многообещающих проектов в сельском хозяйстве, транспорте, нефтегазовой промышленности и телекоммуникациях, которые недавно вышли на рынок БЛПА, но уже готовы перевернуть его. 

Воздушное такси Ehang

Пять лет назад продажа дронов не входила в планы Хуажи Ху (Huazhi Hu) — он просто хотел научиться управлять вертолетом. Стартапу Ehang помогло несчастье: сначала в авиакатастрофе погиб лучший друг Хуажи Ху, следом на вертолете разбился его тренер. На фоне этих трагедий у будущего предпринимателя возникла идея фикс — разработать самый безопасный вертолет с двойными коаксиальными роторами. Но на рынке молодая компания дебютировала с более простым продуктом — GhostDrone. Он быстро стал хитом продаж. Всю прибыль и часть инвестиций (по данным CrunchBase, с 2014 года стартап привлек $52 млн) Хуажи Ху вкладывал в проект мечты — «полностью безопасный летательный аппарат Ehang 184». В 2016 году на выставке CES в Лас-Вегасе он представил долгожданный прототип. Зимой 2018-го появились кадры первых тестовых полетов в Китае и Дубае. Пассажирский беспилотник Ehang 184 выдержал 1000 испытаний. Машина грузоподъемностью до 100 кг доказала, что может лететь на одном заряде около 16 км и развивать скорость до 130 км/ч. Ей не страшны экстремальные погодные условия — беспилотник тестировался в сильную жару, туман, ночью и даже во время тайфуна 7-й категории.

Управление Ehang 184 полностью автономное: пассажир вводит на дисплее пункт назначения и наслаждается полетом. Беспилотник может самостоятельно взлететь, проложить маршрут, увидеть и обойти препятствия и приземлиться. В случае форс-мажора управление берет на себя пилот с удаленной командной станции.

«Мы не занимаемся экстремальным спортом. Для нас на первом месте безопасность каждого пассажира», — подчеркивает свою позицию Хуажи Ху.

В рознице Ehang 184 будет стоить от $200 тыс. до $300 тыс. В ближайшие годы стартап намерен выпустить двухместный беспилотник грузоподъемностью до 280 кг (модель уже разработана). На будущее китайский предприниматель строит наполеоновские планы — опередить конкурентов и занять нишу на рынке аэротакси.

Чистые окна с Aerones

Латвийский дрон моет окна в 20 раз быстрее, чем люди на подъемниках, утверждают в стартапе Aerones. Основатели проекта Дайнис Крузе (Dainis Kruze) и Янис Путрамс (Janis Putrams) по образованию технари. Оба окончили Латвийский университет. Aerones — их второй совместный проект. До него предприниматели занимались развитием компании в сфере электроники и электрооборудования Intelligent Systems SIA. В 2015 году они занялись разработкой промышленных беспилотников. Их первый дрон, тяжеловес (90 кг), может вымыть окна высоток, удалить лед с ветряных турбин и потушить пожар. Во время работы машина привязывается к земле шлангом, из которого подается вода. Беспилотник также оснащен камерами, передающими потоковое видео высокой четкости операторам на местах. Латвийская разработка дешевле, быстрее и эффективнее людей, утверждают в проекте. Например, чистка дроном ветряной турбины стоит в 5 раз меньше, чем уборка льда альпинистами, — $1000 против $5000. После пожара в здании Grenfell Tower промышленными дронами Aerones заинтересовались в Великобритании.

«К нам поступило гораздо больше запросов, чем можем удовлетворить», — объяснял в интервью The Verge Янис Путрамс.

Предприниматель заявил, что компания все еще находится на стадии привлечения финансирования. С 2015 года, по данным CrunchBase, проект получил всего $541,6 тыс.

Селфи-дрон Skydio 

В 2018 году на рынок вышел селфи-дрон R1. На несколько месяцев он перетянул на себя внимание с новинок китайского монополиста DJI. Беспилотник разработан стартапом Skydio из Сан-Франциско. Его основатели — выпускники Массачусетского технологического института Адам Брай (Adam Bry), Авраам Бахарах (Abraham Bacharach) и Мэтт Донахью (Matt Donahoe). После окончания учебы в 2012 году Брай и Бахарах успели поработать над проектом Google — Project Wing, но в 2014-м открыли свою компанию. Отец Бахараха сдал им подвал в обмен на помощь во дворе. За первый год основатели Skydio сделали «довольно уродливый» прототип.

«Мы начали с рамки и установили на нее компьютер медиацентра и USB-камеру. Липкая лента скрепляла все вместе», — вспоминает Брай.

Несмотря на «сырую» реализацию, прототип получил посевные инвестиции в размере $3 млн. В последующие годы компания привлекла свыше $70 млн. Сейчас R1, по словам Адама Брайя, «похож на автомобиль без водителя с автономностью четвертого уровня».

Дрон делает снимает видео 13 камерами! Он запускается через приложение Skydio, но есть опция «ручной» настройки. Чтобы определить местоположение объекта, R1 использует системы компьютерного зрения. Отличить человека от дерева ему помогает нейронная сеть. Она предсказывает движения объекта и строит траекторию полета так, чтобы пользователь все время находился в поле зрения камер. Запаса батареи хватает на 16 минут полета. В рознице R1 стоит $1999.

«Наш продукт понимает, где вы находитесь, и может самостоятельно перемещаться, чтобы снимать потрясающее видео, которое невозможно получить другим путем», — говорит Адам Брай.

«Зеленая» миссия DroneSeed

Когда серийный предприниматель Грант Кэнэри (Grant Canary) заинтересовался темой восстановления лесов после пожаров, он столкнулся с устаревшими методами работы и высокой смертностью в отрасли. Самый распространенный способ озеленения в США — толпа мигрантов с лопатами, самый быстрый — рассеивание семян с вертолетов. Но такие полеты — опасное занятие. Чтобы засадить выжженные площади семенами, пилотам приходится снижаться до 30 м. По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний США, в 2010 году коэффициент смертности в лесозаготовительной промышленности составил 73,7 человек на 100 тыс. сотрудников. Это в 21 раз выше, чем общая смертность в стране.

«Люди отказываются заниматься посадкой деревьев, выбирая работу за более низкую оплату, — говорит Грант Кэнэри. — Не потому что они ленивые, а потому что это одна из самых сложных работ на планете».

Чтобы решить обе проблемы разом, он придумал проект на стыке искусственного интеллекта, биологической инженерии и самолетостроения — DroneSeed. Созданные стартапом беспилотники работают в условиях после пожара. Они оснащены датчиками, которые сканируют выжженную землю с точностью до сантиметра. На основе этой информации искусственный интеллект (AI) определяет, где деревья будут расти лучше всего. После чего дроны рассеивают семена из специальных капсул, следом добавляя удобрения и гербициды. Один беспилотник может высаживать по 800 семян в час и обрабатывать площадь в 0,4 га.

В 2018 году Федеральное управления гражданской авиации США (FAA) сделало исключение для DroneSeed. Это единственный в стране дрон весом свыше 55 фунтов (25 кг), у которого есть лицензия на полеты. Несмотря на то, что использование машин дешевле и безопаснее, чем посадка деревьев с вертолетов, инвесторы проявляют слабый интерес к проекту. С 2015 года, по данным CrunchBase, стартап собрал всего $5 млн.

«Лесовосстановление приносит более долгосрочную отдачу», — объясняет Грант Кэнэри.

Сейчас у DroneSeed заключены контракты с несколькими крупными заказчиками, например Clean Water Services. В планах компании — масштабировать бизнес и выйти на международный уровень. Первый шаг уже сделан: беспилотники DroneSeed помогают восстанавливать леса в Канаде.

Технонебо России

2017 год стал знаковым для отечественного рынка БЛПА — ООО «ВР-Технологии» объявило о разработке мощного беспилотника VRT300.

«Предпосылками для запуска проекта стали динамично развивающийся рынок беспилотных авиационных систем как на территории России, так и по всем миру, — рассказывает директор программ перспективных разработок АТ Андрей Панасюк, — потребность ледокольного флота России в получении оперативной информации по ледовой обстановке, а также, что немаловажно, динамика в развитии нормативно-правовой базы для применения БАС в России».

В отличие от иностранных конкурентов, отечественный беспилотник может находится в воздухе до 5-6 часов. Вес устройства впечатляет — 300 кг! Масса полезной нагрузки составляет от 70 кг. Дрон способен развить скорость до 180 км/ч. Он превосходно ведет себя в экстремальных погодных условиях и ночью.

«Сейчас мы находимся на стадии наземных испытаний агрегатов и систем VRT300», — добавляет Андрей Панасюк.

Инженеры ООО «ВР-Технологии» бьются над созданием универсального решения. VRT300 можно будет использовать для разных целей, будь то доставка грузов и мониторинг линейных объектов предприятий ТЭК или проведение поисково-спасательных операций. По данным Lenta.ru, стоимость научно-исследовательских работ составит почти 395 млн руб. (в ООО «ВР-Технологии» не комментируют эту информацию — ред.). Серийное производство VRT300 запланировано на 2021 год. Беспилотник, по словам Панасюка, будут «собирать» дома — на предприятиях холдинга «Вертолеты России».

Автор: Ольга Гриневич

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья