ENG

Перейти в Дзен
Мнение, Технологии

Кто несет ответственность: как бизнесу легально использовать иллюстрации, тексты и другой контент, созданный нейросетями

Юлия Орлова

Юлия Орлова

Эксперт по искусственному интеллекту, владелец экосистемы продуктов с ИИ T-BOX, основатель онлайн-академии «Войти в ИИ»

Нейросети — доступный и эффективный инструмент, позволяющий в считанные секунды сгенерировать текст, изображение, музыку и даже человеческий голос. Если бы контент создавали люди, применить его в коммерческих целях можно было бы только с согласия авторов. А как обстоят дела с искусственным интеллектом (ИИ) и можно ли беспрепятственно использовать для бизнеса синтезированные им продукты?

Изображение от rawpixel.com на Freepik

Какие законы в РФ регулируют использование контента, созданного нейросетями?

Сегодня в России нет специального законодательства, которое бы регулировало использование контента, сгенерированного ИИ. Есть лишь отдельные попытки решить этот вопрос, но они пока существуют на уровне идей и предложений.

Наиболее актуальным остается закон об авторском праве и интеллектуальной собственности. В соответствии с ним искусственный интеллект нельзя считать автором в привычном понимании. Это всего лишь инструмент, как кисти и холст в руках художника.

Иное дело — владельцы нейросети, которые могут регулировать правила применения продуктов ИИ в публичной оферте. Такой договор имеет юридическую силу, особенно если пользователь прибегает к бесплатной версии программы. В этом случае нужно внимательно ознакомиться с условиями, выдвигаемыми разработчиками нейросети. Права на нейроконтент определяются разработчиками сервиса-генератора и фиксируются в пользовательском соглашении.

Например, в пользовательском соглашении ChatGPT и MidJourney утверждается, что все права на контент принадлежат владельцам нейросети. Таким образом, пользователь, создавший контент, сохраняет их. В соглашении Kandinsky (также известной как Fusion Brain) указывается, что права на контент принадлежат Сбербанку, однако использование сгенерированного контента разрешено без ограничений. Главное требование — всегда указывать информацию о том, в какой нейросети был создан контент.

В пользовательском соглашении «Шедеврума» (нейросеть от «Яндекса») говорится, что пользователь вправе использовать сгенерированные изображения, как свои собственные, так и изображения других пользователей, в личных некоммерческих целях. Однако если желает использовать их в коммерческих целях, требуется заполнить специальную форму обратной связи.

Если необходимо сгенерировать текст или изображение для логотипа компании с целью продажи товаров или услуг, лучше прибегнуть к платной версии программы. Вместе с подпиской автоматически предоставляется право на коммерческое использование контента.

Когда текст или иллюстрация содержат приватную информацию о человеке, применять ее необходимо в соответствии с законом о персональных данных. Конечно, если публикуете статью о собственной жизни или свое фото, проблем не возникнет.

Сегодня рынок ИИ стремительно развивается, и постепенно, наряду с регистрацией авторских прав, будет вставать вопрос об антимонопольном регулировании и добросовестной конкуренции. В России пока мало компаний, владеющих нейросетевыми моделями. И разработчикам, начинающим с нуля, будет сложно догнать, например, GigaChat.

Мера ответственности

Когда присутствует явное нарушение авторских прав, меры наказания будут назначаться судом в соответствии с действующим законодательством: штрафы, лишение интеллектуальной собственности.

Но сегодня также известны случаи, когда контент, сгенерированный нейросетью, использовался в мошеннических целях. Так, нередко преступники с помощью синтезированного голоса выманивают у своих жертв крупные суммы денег. Кто в этом случае несет ответственность: разработчик ИИ или пользователь, применивший контент, чтобы нанести ущерб другим людям? Это сложный этический вопрос, на который пока нет однозначного ответа в законодательстве.

Помимо юридической ответственности, незаконное использование контента несет в себе репутационные риски как для отдельного лица, так и для крупных брендов. В случае разоблачения есть опасность потерять доверие аудитории.

Как защитить себя от возможных проблем, связанных с использованием контента ИИ

Поскольку бизнес все чаще прибегает к помощи нейросетей с целью генерирования коммерческого контента, в условиях отсутствия четкого законодательства важно защитить себя от потенциальных проблем при работе с ИИ.

  • Внимательно ознакомиться и принять лицензионное соглашение

Лучший способ — изучить публичную оферту и правила использования ИИ. Это позволит действовать в соответствии с требованиями владельцев нейросети, не нарушая законодательство. Не нужно сознательно воровать тексты или изображения. Если используете чужой контент, ставьте ссылки на первоисточник и попытайтесь связаться с правообладателями.

  • Регистрировать авторские права в специальных центрах

Если контент имеет особую ценность, можно зарегистрировать на него авторские права в Федеральной службе.

  • Провести патентную защиту

Эта мера может быть необходима, если контент используется как часть бренда, торговой марки или логотипа.

  • Проконсультироваться у юриста, специализирующегося на интеллектуальной собственности

Опытный специалист поможет разобраться в нюансах законодательства и быть в курсе любых изменений.

Итак, чтобы избежать проблем, возникающих при использовании контента, сгенерированного ИИ, лучше прибегнуть к платной версии программы. Чаще всего подписка предоставляет пользователю лицензию на коммерческое применение текстов, иллюстраций и аудиозаписей. Также рекомендуется внимательно ознакомиться с публичной офертой нейросети. При необходимости закрепить за собой права на контент можно зарегистрировать их в Федеральной службе, провести патентную защиту. При любых вопросах стоит обратиться к грамотному юристу, который поможет предупредить риски, связанные с использованием интеллектуальной собственности.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья