ENG
Инвестклимат, Мнение

Кто-то ездит, кто-то платит

Алексей Ермилов

Алексей Ермилов

Директор департамента по маркетингу и рекламе ГК «АвтоСпецЦентр»

К 2030 году Министерство транспорта планирует увеличить общую протяженность платных дорог в России с 5 до 20 тыс. км. С учетом того, что проезд, например, от Москвы до Краснодара (14 платных участков), обходится в 1325 рублей, суммой, собранной с 50 млн автовладельцев с одного этого участка — 66 млрд 250 млн руб. за один летний сезон — можно оплачивать проезд в общественном транспорте всей России. 

История вопроса

Первая платная дорога появилась в России весной 1999 года, когда деньги за проезд стали брать на 20-километровом участке трассы М-4 «Дон» в Липецкой области в обход села Хлевное. Через год платный отрезок увеличили в 2,5 раза, присоединив к нему дорогу вокруг Задонска.

До недавнего времени, согласно российскому законодательству, платные дороги могли появляться только в местах, где имеются альтернативные бесплатные пути проезда. Однако в августе 2019 года вышел закон, разрешающий строительство безальтернативных платных дорог в районах Крайнего Севера. Нововведение также предусматривает возможность взимания платы не только на проектируемых участках, но и на уже существующих.

В 2019 году появилось предложение отказаться от обязательного наличия альтернативных бесплатных дорог при строительстве новых платных трасс или реконструкции существующих участков, проезд по которым требует оплаты. При этом в проекте отмечено, что плата за проезд будет невысокой и недовольства автомобилистов инициатива не вызовет. В прошлом году инициативу не поддержали, так как отказ от принципа альтернативности противоречит закону об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ. В 2020 году Минтранс снова предложил сделать дороги платными, только о наличии бесплатных дорог в проекте не упоминается.

Плюсы

Российские автомобилисты изменили свое отношение к платным дорогам. Так, за последний год ими воспользовались 32%, из которых 64% проехали по трассе М-4 «Дон». Среди наиболее востребованных платных участков трасс — М-11 «Москва — Санкт-Петербург», ими воспользовались 34% автовладельцев из проезжавших по платным дорогам, и «Западный скоростной диаметр» Санкт-Петербург — 19%. Платным участком М-1 «Северный обход Одинцово» пользовались 12% автомобилистов и М-3 «Украина» — 8%. Главные преимущества платных дорог — отсутствие пробок и экономия времени на проезд.

Россияне готовы платить за сервис, который экономит время, обеспечивает быстрое и безопасное движение. Например, перспективна идея строительства скоростной трассы с платными участками на одном из наиболее востребованных и загруженных туристических маршрутов — «Золотое кольцо России». Однако сложно назвать рациональной инициативу оплаты проезда по всем дорогам, включая городские, состояние которых иногда не соответствует даже стандарту ГОСТ Р 58862-2020 «Дороги автомобильные общего пользования».

Минусы 

Автомобилисты и так платят много: транспортный налог, топливный акциз — примерно по 28–30 руб. с каждого литра. Помимо этого, инициатива лишит выбора между личным и общественным транспортом, а передвижение на автомобиле превратится в привилегию для богатых. Кроме того, остаются вопросы: как средствами, собранными на трассах, будет оплачиваться работа общественного транспорта, так как пассажиропоток каждый месяц меняется и фиксированная ставка не может быть установлена.

Уже существующие платные дороги в России неидеальны. Например, 400 из 646 километров самого дорогого головного участка трассы М-11 «Нева» от Москвы до Солнечногорска в октябре прошлого года остались без освещения на две недели с учетом того, что оплата по данному участку в тот же год увеличилась до 600 рублей.

Платные дороги в мире

Оплата проезда по определенным участкам дорог действует в 16 европейских странах. Платные дороги настолько же прочно вошли в жизнь американцев — они изначально воспринимают их как должное. В Люксембурге, Мельбурне (Австралия), Женеве (Швейцария), Дюнкерке (Франция) бесплатный проезд в общественном транспорте предусмотрен не только для жителей городов, но и для гостей. В Таллине (Эстония), Чаннине (Китай) горожане и жители пригорода могут пользоваться общественным транспортом без оплаты, что увеличило его пассажиропоток более чем на 80%, а заторы на дорогах практически исчезли. Да, в этих городах незначительно увеличились налоги для населения, но проезжие части общего пользования остались бесплатными. И количество налоговых поступлений выросло — в Таллине, например, на 20 млн евро в год.

Что в России?

В России отношение к инициативе скорее негативное. Введение платы за проезд по всем дорогам, будь то междугородние магистрали или дороги муниципального значения, неизбежно приведёт к подорожанию большинства продуктов, услуг и спровоцирует рост тарифов на вывоз отходов. Идея сделать общественный транспорт бесплатным сама по себе хороша. Проблема в том, что между увеличением финансовой нагрузки на транспорт и повышением расходов жителей страны есть прямая зависимость. Если, например, транспортным или коммунально-бытовым компаниям придется оплачивать проезд по дорогам на протяжении всего маршрута, эти расходы будут заложены в итоговую стоимость услуг для потребителей. Таким образом, некоторые виды услуг — доставка еды, грузов, вывоз мусора — подорожают.

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья