ENG
Перейти в Дзен
Технологии

Кто выигрывает от принуждения к «ЭРА-ГЛОНАСС»

«“ЭРА-ГЛОНАСС” не для нас!» — митинги с требованиями отмены законодательно закрепленной обязанности устанавливать на все автомобили терминалы «ЭРА-ГЛОНАСС» становятся для Приморья регулярными. Ввозимые через дальневосточные таможенные пункты подержанные иномарки не оборудованы кнопкой экстренного реагирования при авариях (ЭРА), подключенной к спутниковой системе ГЛОНАСС. На таможне скопились тысячи машин, которые не соответствуют новым законодательным требованиям. Местные власти пытаются найти выход: единственный оператор системы АО «ГЛОНАСС» заключил договоры с дилерами на установку готовых устройств, которые будут поставляться в Приморье самим АО «ГЛОНАСС». Цена соответствия — около 25 тысяч рублей. При этом возникает юридическая коллизия: закон по-прежнему разрешает установку этих устройств и систем лишь заводом-изготовителем автомобилей, а не дилером. И это не единственное слабое место нового законодательного акта, который фактически принуждает игроков авторынка инвестировать в коммерческий продукт госкомпании. 

Фото: aoglonass.ru

Главная цель обязательного оборудования всех автомобилей «тревожными» кнопками — снизить в России смертность в результате ДТП. По прогнозам оператора системы «ЭРА-ГЛОНАСС», установка терминала быстрого реагирования в каждом автомобиле может спасать ежегодно до 4 тыс. человек. Только чтобы оснастить модулями быстрого реагирования все автомобили России, понадобится минимум 409 трлн рублей. Как напоминает гендиректор «Адванс-Авто», входящей в группу компаний «АвтоСпецЦентр», Сергей Янчук, внедрение своеобразного черного ящика для автомобилей началось в 2010 году. За 2016 год с помощью системы было принято и обработано более 135 тысяч вызовов, из которых 493 требовали срочного реагирования экстренных служб. Из них 135 сигналов было передано в автоматическом режиме, а 358 — в ручном. Кроме того, кнопка является своего рода заградительным барьером для зарубежных автопроизводителей, которые сейчас вынуждены проходить дорогостоящую сертификацию, чтобы импортировать новые машины в Россию.

Закон об обязательной установке системы «ЭРА-ГЛОНАСС» на новые автомобили, вступивший в силу 1 января 2017 года, привел к тому, что большинство производителей под угрозой срыва поставок автомобилей в Россию были вынуждены инвестировать в оснащение машин аварийными терминалами. Но некоторые модели иностранных брендов уже покинули российский авторынок: так, например, Audi, Mazda и Toyota заявили о намерении сокращения модельного ряда.

Алексей Шипулин, старший вице-президент по развитию телематики Meta System, считает, что одним из сдерживающих факторов является внедрение терминала в процесс производства автомобиля.

«Затраты состоят из нескольких частей, где стоимость оборудования не является доминирующей, — рассуждает Алексей Шипулин. — Телематическое устройство для автомобиля стоит примерно 5 тысяч рублей. Самой затратной частью является сертификация, которая зависит от объема продаж каждой конкретной модели на российском рынке. Здесь нужно учитывать испытания на соответствие ГОСТам: если это новое устройство, то требуется разрешение Минкомсвязи, далее испытания в НАМИ на ОТТС, где должен быть осуществлен переворот автомобиля, фронтальный и боковой удары. Разбить нужно минимум два, а в идеале три автомобиля каждой модели, которые потом подлежат утилизации. Итоговая сумма колеблется от 150 000 до 200 000 долларов — без учета стоимости тестов на полигоне».

Если для массового сегмента эти затраты окупаются благодаря большому количеству продаваемых машин, то цены на мелкосерийные элитные автомобили могут увеличиться гораздо серьезнее — на 10-30%.

По оценкам эксперта дорожной отрасли Алексея Тузова, за 2017 год из-за обязательных требований по оснащению автомобилей терминалом «ЭРА-ГЛОНАСС» продажи иномарок могут сократиться на 10%, а государство потеряет около 30 млрд рублей налогов.

© Анастасия Шелестова / Фотобанк Лори

Не все эксперты столь пессимистичны. Как считает Артур Мурадян, исполнительный директор транспортной ИТ-компании Traft, повсеместное внедрение «ЭРА-ГЛОНАСС» должно пройти относительно безболезненно.

«У нас в стране уже есть успешные примеры кооперации отечественных навигационных технологий с западными производителями техники и автомобилей. Так, Яндекс уже успешно реализует совместный проект с рядом автопроизводителей по оборудованию навигационных систем автомобилей своими навигаторами и картами, в частности, речь идет про Toyota Camry. Мобильные телефоны большинства современных марок уже оборудуются парными датчиками GPS-ГЛОНАСС», — напоминает Артур Мурадян.

В установке системы «ЭРА-ГЛОНАСС» в первую очередь заинтересованы государственные службы. Как отмечает первый вице-президент «Российского союза инженеров» Иван Андриевский, система окажется очень полезной для МВД и ФСБ — передвижения каждого автомобиля могут быть картированы, что поможет в решении оперативных задач, связанных с раскрытием различного вида преступлений. Кроме того, благодаря новой системе сотрудники ГИБДД получат возможность дистанционного блокирования ключа зажигания определенного автомобиля. Таким образом реализуется тренд на увеличение безопасности и слежку за гражданами.

Однако есть и другие интересанты инновации. Изменения ждут компании, работающие в таких сферах, как пассажирские перевозки, транспортировка опасных, тяжеловесных и ценных грузов, энергетика, нефтегазовая промышленность. Прямое воздействие в этом случае происходит и на рынки страховых и банковских услуг. Представители этих отраслей получают дополнительный инструмент мониторинга перемещения транспортных средств. Страховщики смогут минимизировать свои риски и предотвратить ряд мошеннических схем, связанных с угоном автомобилей. Банки смогут дополнительно контролировать транспортные средства, находящиеся у них в кредите или лизинге.

Артур Мурадян призывает не забывать, что еще в декабре 2016 года заместитель министра транспорта РФ Алексей Цыденов выступил с инициативой создать единую систему мониторинга транспорта. Тогда вице-премьер Дмитрий Рогозин поддержал идею, а проекты по организации «Единой государственной среды передачи навигационной информации, получаемой от тахографов и иных технических устройств с измерительными функциями» (ЕГСНИ) было поручено представить Минпромторгу, Минтрансу, Минэкономразвития, Минкомсвязи и госкомпании АО «ГЛОНАСС».

Предполагается, что ЕГСНИ может быть использована в том числе в целях фиксации нарушений правил дорожного движения и привлечения нарушителей к административной ответственности. При этом функционировать система будет на основе сети «ЭРА-ГЛОНАСС», которой должны быть к 2020 году оснащены все без исключения новые модели автомобилей, выпускаемых на территории Таможенного союза. Также в профессиональных сообществах транспортников активно обсуждается инициатива Минтранса о создании и внедрении единого телематического терминала, совмещающего функционал трёх устройств — ГЛОНАСС/GPS-трекера, тахографа и системы «Платон». Их объединение планируется организовать на базе всё той же «ЭРА-ГЛОНАСС». 29 марта в кулуарах Международного арктического форума министр транспорта Максим Соколов подтвердил, что вопрос объединения двух систем обсуждается: прорабатывается оптимальный технический и финансовый вариант. Это окончательный отказ о разделе АО «ГЛОНАСС» между двумя госкорпорациями — «Ростехом» и «Роскосмосом», идею которого обдумывали в течение нескольких последних лет. Теперь проект находится под крылом коллегии ВПК и вице-премьера российского правительства Дмитрия Рогозина. Поводом для смены куратора стали слабые финансовые результаты работы системы в 2016 году: ожидаемый доход не превысил 14% от затрат на ее содержание, потому что система была не в состоянии оказывать коммерческие услуги по мониторингу и контролю транспортных объектов. Дмитрий Рогозин рассчитывает, что проект выйдет на самоокупаемость в 2018 году. По его плану, коммерциализация должна проходить за счет платы за использование стандарта и платы за подключение к инфраструктуре. Пока же тревожная система будет финансироваться Минтрансом за счет госбюджета: в 2016 году на это было потрачено 689 млн рублей, в 2017 году запланировано выделить сумму в 589 млн рублей.

Эксперты считают, что выход на самоокупаемость и  прибыль возможен только тогда, когда число зарегистрированных в системе автомобилей будет измеряться миллионами.

Учитывая законодательное принуждение к установке «ЭРА-ГЛОНАСС», это время не за горами. Опрошенные «Инвест-Форсайтом» эксперты полагают, что форсирование сроков связано с тем, что платформа уже полностью готова к выходу на изначально заявленные проектные мощности и емкости.

«ГЛОНАСС по части покрытия и технологических решений может — и уже успешно конкурирует — с мировыми аналогами: помимо GPS, это и европейский Galileo, и китайский Compass/Beidou. Работая в связке с технологиями GPS, ГЛОНАСС обеспечивает еще более точное позиционирование транспорта, повышает точность картографических данных… Столь серьезное принуждение к ГЛОНАСС связано еще и с тем, что именно на эту систему придётся основная нагрузка в период запуска первых беспилотных легковых и грузовых автомобилей в России, — говорит Артур Мурадян. — Именно ГЛОНАСС, как мы видим, станет основой для мониторинга и управления беспилотниками и будет помогать им в позиционировании, в небольших маневрах на малых скоростях, будет давать высокоточные задания: например, припарковаться на выгрузку у крана или осуществить дистанционную заправку. Обычными тахографами такие задачи не решить».

К тому же, если вся компонентная база в итоге будет подведена под общий отечественный знаменатель (чего и добивается в конечном итоге Минпромторг), будут минимизированы проблемы, связанные с совместимостью между собой всех телеметрических устройств, которые начнут в единой связке отвечать за тотальный контроль над действиями беспилотников на дорогах общего пользования. А флагманом этого комплекса должен стать именно спутник ГЛОНАСС.

Автор: Анна Орешкина

Сохранить

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья