Сегодня финтех-стартапы преимущественно отличаются от традиционных финансовых организаций: оперативнее наполняют рынок новыми технологиями и совершенствуют уже существующие бизнес-модели. Эта отрасль развивается быстро, но неравномерно, особенно на постсоветском пространстве. Что тормозит развитие стартапов в странах СНГ и какие тенденции ждет финтех-рынок России, Беларуси, Казахстана, Узбекистана и Армении?
Что из себя представляют финтех-стартапы
Используя машинное обучение, роботизацию, биометрию и Big Data, финтех-отрасль объединяет финансовые компании, предоставляющие разного спектра услуги. Главные принципы финтех-стартапов улучшают показатели работы финансовых услуг и минимизируют ошибки, связанные с человеческим фактором — облегчают взаимоотношения людей и финансов.
Финтех-стартапы быстро развиваются и предоставляют услуги даже в тех областях, где у банков нет доступа. Поэтому, чтобы не отставать в технологическом развитии, банки заключают договоры о сотрудничестве с фаундерами или создают собственные финтех-подразделения.
Финтех в СНГ сегодня
Финтех — это отрасль, которая быстро развивается по всему миру, но испытывает трудности в популяризации на территории бывшего СССР. Это объясняется степенью цифровизации стран и тем, насколько легко и в массовом порядке онлайн-технологии входят в повседневную жизнь. Россия занимает лидирующие мировые позиции в развитии финтеха, объясняется это высокой сегментированностью — от онлайн-банкинга до факторинга доверенных продавцов на маркетплейс-площадках.
Расширение финтех-рынка Беларуси тормозит нежелание внедрения инноваций — стартапов, отдавая предпочтение продуктовым компаниям с опытом. На это влияет следующие факторы:
- Перенасыщение рынка. Конкурентные сферы перестают быть привлекательными для новых игроков.
- Узкий внутренний рынок. Сложности поиска инвесторов внутри страны — на белорусском рынке работают только 25% стартапов.
- Политическая нестабильность. 54% финтех-стартапов Беларуси пострадали из-за политической ситуации, у 41% из них снизилась выручка.
Причина медленного развития финтех-сектора Узбекистана — низкая доля взрослого населения, у которого открыты счета в финансовых организациях — 44%. Это связано, в том числе, с отдаленностью банковских отделений от жилых районов. Компаниям, которые разрабатывают финтех-сервисы, приходится прилагать дополнительные усилия, чтобы привлечь клиентов из тех сегментов аудитории, которые редко пользуются финансовыми услугами.
В отличие от Узбекистана, в Армении цифровой банкинг развивается еще медленнее. Это объясняется культурными особенностями и географическим положением страны. Армяне предпочитают личное взаимодействие во всех вопросах, включая банковские. Население делится на тех, кто предпочитает банковские карты, платежные сервисы Google и Apple Pay, электронные кошельки и платежи через QR-код, и тех, кто все еще отдает предпочтение расплачиваться исключительно физическими деньгами. С учетом такого подхода трудно представить, что среднестатистический клиент в Армении готов перейти на виртуальные банковские услуги.
В Казахстане рынок растет стремительнее, чем у соседей. Самым развитым направлением финтеха является сегмент платежей, международных переводов и мобильных кошельков. Сегодня границы между этими сегментами стерты, поскольку компании стремятся создать гигантские экосистемы, которые удовлетворяют разноплановые потребности пользователей. Kaspi Bank внедрил финансовую экосистему в проект Kaspi.kz — маркетплейс с интегрированным онлайн-банком, где можно оплатить госуслуги, купить билеты, а также опубликовать объявления. Через Kaspi.kz можно оплачивать любые покупки с помощью QR-кода, что позволяет сервису конкурировать с Google и Apple Pay.
Юридическое регулирование — еще одно препятствие для развития финтех-рынка в СНГ. Это делает небольших игроков зависимыми от более крупных, например от банков. Это отличает постсоветские финтех-рынки от Европы, где уже появились примеры получения банковских лицензий маленькими финтех-стартапами, что ускоряет процесс развития технологий в стране.
Что ждет финтех СНГ в будущем
Для стабильного роста и востребованности финтех-технологий в странах СНГ нужно сосредоточиться на следующих аспектах:
- Внедрение новых технологий и замена «импортных» решений — приоритетная задача для России и Беларуси. Одна из главных проблем — это трудности при международных переводах из-за санкций и контрсанкций. Функционирующие сервисы настигает блокировка или ограничения, поэтому до сих пор не найдено альтернативное и общедоступное решение.
- Для универсальности бизнеса следует сделать его трансграничным, что можно достичь путем проведения анализа юридических норм в разных странах и выбора подходящей модели. Использование новых моделей бизнеса и инновационных систем оплаты делает международные платежи эффективными и доступными, удовлетворяя потребности отрасли. Такие транзакции критически важные для клиентов в странах СНГ, так как покупатели в разных регионах чаще покупают у международных ритейлеров через интернет.
- Для поддержки стартапов государство организовывает конкурсы, выдает гранты и запускают акселераторы. В первую очередь это полезно в свете ограничений, наложенных на компании со стороны Запада. Государство активно замещает эти организации и финансирует отечественные стартапы.
Перспективные направления в финтехе
Сегодня наблюдается рост финтех-технологий в России и странах СНГ. Значительный прогресс ожидается в следующих сферах:
Виртуальный банкинг
Хотя виртуальный банкинг уже давно существует как глобальный тренд, в СНГ он больше подразумевается как перенос финансовых операций в онлайн-формат, что позволяет упростить взаимоотношения между компаниями и их клиентами. Консалтинговое агентство Gartner прогнозирует стремительный рост сегмента банковских переводов и бесконтактных платежей к 2027 году.
Сегодня самые популярные продукты в СНГ с бесконтактной оплатой являются Google Pay и Apple Pay. В России — платежные-стикеры и QR-код, который используется в Армении компаниями Idram и Telcell.
Международные денежные переводы
Геополитическая ситуация в 2022 году повлекла за собой трудности с международными денежными переводами для физлиц и компаний из России. Эти проблемы спровоцировали высокий спрос на альтернативные способы переводов средств за границу, которые не зависели бы от санкций со стороны Запада. Так как другие способы и площадки терпят полную или частичную блокировку, есть вероятность того, что блокчейн и криптовалюта станут базовым элементом инфраструктуры альтернативных систем международных переводов.
Machine learning
Внедрение машинного обучения в финтех-индустрии стартовало несколько лет назад и уже достигло определенного успеха. Банки, страховые компании и другие финансовые организации используют эти технологии для:
- Напоминания клиентам о предстоящих платежах.
- Предупреждения о возможном использовании овердрафта.
- Установления цен на банковские продукты.
- Оценки кредитоспособности клиентов.
- Предоставления финансовых консультаций и рекомендаций.
Биометрические данные
Чтобы защитить пользователей онлайн-банкинга от мошенничества и подключить функцию бесконтактных платежей, используется биометрическая идентификация. Для этого нужна аутентификация, то есть вносят в базу клиента его уникальные физические данные — лицо, движение губ, сетчатка глаза, отпечаток пальца, рисунок вен и голос.
Иншуртех
Благодаря технологиям теперь аккаунты в соцсетях не только становятся предметом анализа, но и выступают как объект страхования. Сегодня компании и сервисы по всему миру учатся работать с инфлюенсерами и адаптироваться под их потребности.
Телематика — инновация для владельцев автомобиля. Страховая компания устанавливает в машину устройство, которое оценивает манеру и стиль вождения клиента. Это позволяет гибко подходить к страховой политике и рассчитывать индивидуальные тарифы.
BNPL — Buy Now, Pay Later
Концепция BNPL — покупай сейчас, плати потом — становится популярной на рынке потребительского кредитования. Согласно исследованию McKinsey, 30% потребителей по всему миру использовали BNPL для финансирования покупок, а 29% заявили, что без этой услуги не смогли бы позволить себе дорогостоящий товар. Растущее количество BNPL-сервисов свидетельствует о соответствующем росте спроса на эту концепцию.
Вывод
Культурные и географические особенности становятся топливом или, наоборот, торможением в развитии финтех-сектора в странах СНГ. В течение следующих 10 лет страны СНГ будут достигать высокого уровня цифровизации благодаря распространению интернета, появлению новых финтех-стартапов и изменению государственного регулирования. Лидерами рынков будут компании, которые предлагают комплексные финансовые решения в понятном интерфейсе, адаптированном как под продвинутых пользователей онлайн-продуктов, так и под новичков.