ENG
Добавить в избранное
Мнение, Технологии

Куда движутся технологии торговли

Андрей Павленко

События 2020 года привели к тому, что и e-commerce, и офлайн-ритейл трансформируются. Всерьез и надолго. Трансформация обусловлена не только пандемией и ограничениями, но также новыми привычками потребителя и развитием технологий.

Российские ритейл-компании внедряли новые продукты, использовали новые каналы и выходили на новые рынки. Трансформации, которые раньше занимали 1–3 года, в этом году происходили за рекордные 2–3 месяца. Мы в Scallium проанализировали, как развиваются технологии для сферы торговли и на что сделать ставку в следующем 2021 году.

Развитие интернета вещей

Крупные компании используют интернет вещей для управления операциями, клиентским опытом, а также в сфере рекламы и маркетинга. Особенно перспективны приложения для управления торговыми операциями, поскольку они включают в себя и оптимизацию цепочки поставок, и управление персоналом, а также наблюдение и безопасность.

Это кажется сложным и недосягаемым для наших широт, однако это не совсем так. Относительно простые решения, использующие интернет вещей, уже сегодня помогают розничным продавцам обеспечить безопасность в торговых точках. Например, датчики подсчета посетителей позволяют обеспечить социальное дистанцирование. Эти же датчики могут предоставлять клиентам данные о загруженности магазина в реальном времени, планировать персонал, оптимизировать затраты на электроэнергию и так далее.

Мультиопыт и платформенные решения

Gartner еще в прошлом году прогнозировал, что к 2023 году более 25% приложений крупных предприятий будут создаваться через платформы совместного опыта. Платформы должны объединить опыт клиентов, сотрудников и пользователей с омниканальной средой.

В ритейле этот тренд отображается популярностью маркетплейсов. В 2020 году большинство крупных российских ритейлеров запустило свои платформенные решения, хотя иногда и не называя их маркетплейсом. Главная особенность таких решений в том, что они являются площадкой для взаимодействия клиентов, поставщиков, сотрудников, а также нескольких каналов продаж. Но есть и такие, кто пошел дальше и связал весь бизнес в одной экосистеме. Однозначно, этот тренд сохранится в ближайшие годы. Технологии Multiexperience — шаг вперед на пути к полной цифровой трансформации.

Облачные технологии

Варианты применения облачных технологий в розничной торговле очень разнообразны. Можно хранить инфраструктуру или работу целых департаментов в облаке. При должном подходе к безопасности это особенно привлекательный вариант для большей части приложений. Офисные, кадровые системы, CRM в основном используются из облака.

Благодаря использованию облачных сервисов ритейл получает большую гибкость в затратах. С небольшим инвестиционным риском у компаний есть возможность опробовать новые решения. А это в свою очередь повышает маневренность и гибкость бизнеса в целом.

Кибербезопасность как вызов

Безопасность данных — один из больших вызовов года. Ритейл-среда переполнена устройствами, подключенными к интернету. Согласно статистике, в типичной мировой рознице соотношение устройств к количеству людей составляет 5:1. Вдумайтесь: на каждые 100 сотрудников приходится примерно 500 устройств.

Сканеры, POS-терминалы и прочие устройства улучшают качество обслуживания клиентов, но также создают дополнительные риски в плане кибербезопасности.

Большинство розничных продавцов хранит свои данные о продажах, отчеты о запасах, отзывы клиентов среди прочего на локальных серверах. Между тем облако помогает защитить данные с помощью современных межсетевых экранов, шифрования, регистрации событий, внутренних межсетевых экранов, физической безопасности и т.д. 

Тотальная автоматизация

Автоматизируется все, что может автоматизироваться. Применяются передовые технологии, такие как искусственный интеллект (AI), машинное обучение (ML), RPA, BPM и интеллектуальный анализ данных, в том числе Process Mining. Торговые компании становятся по-настоящему омниканальными; процессов внутри оказывается больше, они усложняются. Маркетплейсы задают тренды для всей коммерции, создавая целые бизнес-экосистемы и покрывая все больше цепочек ценностей. Теперь это не просто место, где можно что-то купить. Это еще и развлечение, собственный бизнес, коммуникация. В дальнейшем платформы будут покрывать еще больше цепочек ценностей. Поэтому тотальная автоматизация неизбежна.

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»

Вам понравился этот текст? Вы можете поддержать наше издание, купив пакет информационных услуг
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья