ENG

Перейти в Дзен
Стартапы

Куда полетят российские дроны

В новостях тема «беспилотные летающие аппараты» (БПЛА) всплывает ежедневно: «Ученые создали дрон-пчелу для опыления растений», «Росгвардия запустила дроны над реками в Нижегородской области, чтобы ловить браконьеров», «Над уральской колонией сбили дрон, переносивший заключенным телефоны». Всё это говорит о том, что БПЛА активно осваивают российские просторы, причем находят применение в самых разных сегментах. Однако скромные размеры внутреннего рынка и трудности с регулированием полетов заставляют отечественных производителей дронов и ПО для них все чаще смотреть в сторону свободного неба.

© Mark Agnor / Фотобанк Лори

Пицца с пропеллером

По данным Json & Partners Consulting, в 2016 году мировой рынок БПЛА оценивался в $7,3 млрд долларов. Прогнозируется, что он вырастет до 9,5 млрд долларов к 2020 году. На долю России в мировых продажах приходятся скромные два процента. Однако говорить об отсталости России не совсем верно. В 2014 году Олег Понфиленок, основатель стартапа «Коптер Экспресс», запустил доставку пиццы в Сыктывкаре с помощью дронов. Об этой новости написали тысячи изданий по всему миру, а японцы вели прямую видеотрансляцию. Правда, Росавиация выписала владельцу дрона штраф на 50 тысяч рублей за нарушение полетных правил, но он был оспорен. Для завершения эксперимента были, однако, и финансовые причины: доставка по воздуху обходилась в 1000 рублей, по земле — в 10 раз дешевле.

В стартап основатель инвестировал собственные накопления — 10 млн рублей, к которым еще 3 млн рублей добавили инвестфонды и частный инвестор. В 2016 году «Коптер Экспресс» стал резидентом «Сколково».

«Кластер поспособствовал компании минигрантом в размере 5 млн рублей, мы поддерживаем стратегию развития компании, и, вне всякого сомнения, совсем скоро «Коптер-Экспресс» взлетит и на международном рынке», — говорит менеджер компании в кластере космических и телекоммуникационных технологий «Сколково» Валерий Комиссаров.

Поводом для оптимистичных заявлений послужило недавнее серебро «Коптер Экспресс» на мировом конкурсе мобильных приложений для молодых предпринимателей Global Mobile Challenge в Барселоне. Проект автономного коптера, созданный совместно с Лиза Алерт и Билайн, стал вторым. Эта награда имеет не только PR-эффект, но и позволяет получить инвестиционную поддержку в Испании; «Коптер Экспресс» говорит, что уже нашел партнеров.

На родине компания ведет пилотные проекты по использованию дронов для гиперспектральной съемки в сельском хозяйстве в Краснодарском крае. Технология позволяет определить, чего не хватает растениям, понять степень созревания урожая, степень поражения какими-то болезнями… Философия умного земледелия пока только набирает обороты.

Олег Понфиленок возглавляет Ассоциацию малых беспилотников. По его оценкам, 70% дронов на российском рынке иностранного производства, в основном они поставляются из Китая; 30% сделаны в России. Отечественные производители постепенно наращивают свою долю на рынке, который он оценивает в 1-2 млрд рублей.

Гендиректор российского представительства компании ARCHOS (французский производитель гаджетов и дронов) Вячеслав Назаров говорит, что в отношении российского рынка дронов возможны лишь качественные оценки.

«Рынок дронов растет и развивается, но аналитики пока не в состоянии подвести под него системную базу, так как не располагают точными данными. Предложение непрерывно растет, все более расширяя ценовые ниши и области применения», — говорит Назаров.

По его мнению, основным драйвером рынка остаются розничные продажи. Впрочем, в тех немалое место занимают индивидуальные предприниматели, использующие дроны для организации видеосъемки. Более широкому бизнес-применению летающих беспилотников мешает, в первую очередь, отсутствие четких и понятных правил эксплуатации дронов в коммерческих целях, в результате чего БПЛА могут стать дорогим во многих смыслах удовольствием.

Руководитель группы «Аэронет» НТИ Сергей Жуков отмечает, что в 2015 году на российском рынке гражданских беспилотников было более 200 компаний. В отчете Json & Partners Consulting упоминается в пять раз меньше — около 40; среди них — ZALA Aero Group, ООО «Беспилотные системы», «Истринский Экспериментальный Механический Завод», ООО «Аэрокон». Однако, отмечают аналитики, в большинстве своем российские производители недалеко ушли от пилотных и выставочных образцов. Вероятно, разработчиков должно подстегнуть то, что серьезный бизнес начинает активно интересоваться БПЛА. «Почта России» тестирует доставку по воздуху; Сбербанк пробовал доставлять банковские карты дронами (правда, опыт признан неудачным), «Ростелеком» закупает БПЛА для пилотного проекта в Белгородской области — госкорпорация планирует собирать и анализировать данные для их дальнейшей продажи. Олег Понфиленок говорит о том, что дроны востребованы в сельском хозяйстве, для мониторинга и охраны объектов охраны, в строительной индустрии, в сфере развлечений, а также для художественной аэросъемки. По его прогнозам, насыщение рынка произойдет не раньше 2025 года.

Связанные одной цепью

Дрон — устройство дорогое, поэтому как нельзя лучше подходит для совместного использования. Бизнесмен из Тольятти Сергей Лоншаков решил объединить владельцев дронов, провайдеров услуг, страховщиков и желающих воспользоваться техникой на одной платформе, а отношения между ними регулировать с помощью «умных контрактов».

«Миссия проекта Dron Employee (буквально: «дрон-наемник») — дать владельцам бизнеса механизм найма дронов».

Система работает на блокчейн-платформе Ethereum, расчеты между конечным потребителем услуги и владельцем базы дронов будут осуществляться в обычной валюте, между участниками сделки — в криптовалюте, первоначально в эфирах, которые в дальнейшем будут конвертироваться во внутреннюю валюту.

В апреле прошлого года прошли испытания децентрализованной системой управления дронами, у которой, по мнению основателей, большие преимущества перед «человеческим» планированием полетов. Сейчас проект активно развивается в США, где разрешены полеты небольших БПЛА и лицензии на полеты уже получили более 4 тысяч компаний. Какие сферы применения у дронов, с которыми можно заключить «умные» контракты? Дрон может проводить съемку трюков скейтеров, транслировать экскурсию из национального парка, следуя прямо за гидом; наблюдать за домом, пока хозяева в отъезде. Сценариев будет возникать все больше и больше, а пока создатели стартапа работают над расширением платформы и наполнением ее дронами. Это может занять от двух до трех лет.

Еще один стартап с российскими корнями — Traceair — тоже переехал в Кремниевую долину, отдав предпочтение акселератору 500 startups, а не «Сколково»: основатели проекта отмечают, что в США рынок намного больше и правила использования БПЛА прозрачнее. Traceair позволяет контролировать строительство с помощью дронов. Летающий аппарат делает съемку объекта, строит 3D-модель, сравнивает с чертежами или предыдущими моделями и в течение 3-4 часов выдает результат о том, что сделано и каковы отклонения от первоначального плана.

В России услугами Traceair пользовались строительные компании «Мортон», ПИК, «Промстрой-групп», в США первыми клиентами стали техасская строительная компания Balfour Beatty и калифорнийская Independent Construction. Всего до конца этого года в Traceair рассчитывают получить 10-15 аналогичных кейсов и заработать $250 тысяч. В перспективе основатель стартапа Дмитрий Королёв мечтает превратить проект в IT-платформу, которая автоматически подберет девелоперу, купившему участок земли, проект, исполнителей (людей и технику) и проконтролирует ход строительства.

Для Королёва Traceair не первое упражнение с дронами. В феврале 2014-го он вместе с командой с физфака МГУ запустил стартап Karlsson Project. Специализировались на создании готового комплексного решения для использования автоматических дронов в различных областях: сами собирали дроны и базовые станции подзарядки, разрабатывали софт. Кстати, запчасти для дронов поставлялись со всего мира — моторы и пропеллеры производились в Китае, электроника — в США, батареи — в Англии; готовых корпусов не было, поэтому их в Karlsson Project делали сами. Три года назад дроны заказывали в основном в рекламных и PR-целях. Например, доставка кофе в Парке Горького, инициированная Coffee and the City, превратилась в громкую PR-акцию. Дмитрий Королёв вспоминал, что примерно раз в месяц звонили, чтобы заказать полет дронов-доставщиков в один конец, и на вопрос: «В тюрьму, что ли?», помявшись, отвечали утвердительно, но до заказов не доходило.

© Ельцов Владимир / Фотобанк Лори

Всего в разработку было вложено около 3 млн рублей, однако Karlsson не взлетел. Причину неудачи сам стартапер объясняет традиционными для российского предпринимательства просчетом: сначала придумали продукт, а потом стали искать, кому он нужен, в итоге поняли, что тот не очень востребован. В случае с Traceair пошли от нужд будущих заказчиков: в строительной индустрии использование дронов расширяется — оно дешевле применяемых лазерных измерений или долгих и трудоемких геодезических изысканий. Да и инвестиции нашли быстрее: $125 тысяч от венчурного фонда 500 Startups, $15 тысяч от инвестбанкира, а также частные вложения.

Когда покупки доставит дрон?

Первая доставка пиццы дроном привела к судебным разбирательствам и показала неготовность российской законодательной системы к появлению беспилотников. Прецедент фактически закрыл небо для дронов и рынок ждет перемен.

«Рынок доставки еды стоит на пороге такой же революции, которая произошла на рынке такси. Доставка будет всё быстрее и локальнее, и дроны могли бы помочь этому процессу, — говорит Андрей Лукашевич, управляющий директор Delivery Club. — Однако сейчас главным препятствием является существующая в России законодательная база, которая определяет дрон как беспилотный летательный аппарат и обязывает за несколько дней согласовывать план каждого полёта и получать разрешение на использование воздушного пространства. Конечно, доставка грузов по воздуху может быть гораздо более быстрой, чем на автомобиле или велокурьером, но существующие бюрократические процедуры сводят преимущество на нет. Второй вопрос, который возникает в связи с использованием квадрокоптеров, — обеспечение их безопасности, так как вандализм и хулиганство ещё никто не отменял. Но это забота производителей, и я думаю, что со временем они с задачей справятся».

По мнению Лукашевича, доставка с помощью беспилотников станет возможной не ранее, чем через несколько лет, так как еще предстоит решить проблемы, связанные с городской инфраструктурой. Сейчас нет площадок, с которых могли бы взлетать дроны и куда могли бы приземляться. Да и клиенту бывает не очень удобно выходить на улицу, чтобы принимать заказ, особенно если идёт дождь или снег. С доставкой прямо в окно тоже не все просто.

«Даже если предположить, что в законодательстве в ближайшие годы что-то изменится, российская природа не позволит внедрить беспилотные технологии повсеместно: летательные аппараты не переносят низких температур, — утверждает Алексей Кичатов, генеральный директор курьерской компании City Express. — К тому же, дроны не могут летать по неизвестным адресам, ибо с этим связано слишком много проблем и вопросов: могут возникнуть радиопомехи и нарушить связь с базой, не решён вопрос с передачей груза именно заказчику, а не посторонним лицам, есть угроза попадания в провода. Да и, скажем прямо, у нас такая доставка вряд ли будет безопасной, ведь уже сегодня рынок переполнен устройствами, перехватывающими чужие дроны. За границей ситуация немногим отличается от российской, и доставка дронами на текущий момент остается весьма футуристической перспективой».

Автор: Анна Орешкина

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья