ENG
Мнение, Технологии

Логистический бизнес теряет миллионы рублей из-за недоверия к облакам

Александр Чистяков

Александр Чистяков

Руководитель группы развития продаж департамента облачных технологий Softline

Предприятия транспортно-логистической отрасли не торопятся внедрять cloud-технологии в свою повседневную деятельность. И это при том, что преимущества использования облаков, такие как: отказоустойчивость, экономическая эффективность, безопасность и удобство уже давно очевидны бизнесу. А поступательное развитие логистики просто невозможно представить без прорывных технологий.

Логистический бизнес теряет миллионы рублей из-за недоверия к облакам

Деньги на ветер

Специфика деятельности игроков российского рынка логистики сопряжена с получением, обработкой, хранением и передачей большого массива информации. Ее утрата, вызванная разными причинами, может поставить под угрозу само существование бизнеса. Поэтому вопросы защиты периметра корпоративной сети сегодня выходят на первый план. Но разные компании по-разному обеспечивают безопасность собственных информационных ресурсов. Руководители многих логистических предприятий до сих пор уверены, что все вычислительные мощности должны располагаться на территории компании и находиться у нее в собственности. Топ-менеджмент выделяет миллионы рублей на развертывание ИТ-инфраструктуры с настройкой виртуализации, резервного копирования, сетевой безопасности, наем персонала. При этом руководство компаний полагает, что приобретенного оборудования вполне достаточно для успешной работы. Но деятельность логистических предприятий сильно зависит от фактора сезонности, когда возрастают или, наоборот, снижаются нагрузки на информационные системы. В пиковый период компания может столкнуться с дефицитом вычислительных мощностей и, как следствие, с необходимостью докупки оборудования. Вложения вряд ли окажутся оправданными, потому что с окончанием сезона активных продаж дополнительные мощности окажутся невостребованными.

Неэффективные расходы рассеялись, как мифы об облаках

Не секрет, что бизнес часто не придает должного значения развитию ИТ-подразделений, отводя им второстепенную, обслуживающую роль. При таком подходе департаменты, отвечающие за внедрение высоких технологий, финансируются по остаточному принципу. Но даже в условиях хронического недофинансирования затраты на ИТ могут исчисляться сотнями тысяч рублей в месяц. Естественно, что не только логистические предприятия, но и компании всех отраслей экономики, вынужденные приобретать дорогостоящие вычислительные мощности для обеспечения собственной работоспособности и увеличивать штатную численность персонала, активно ищут способы минимизации расходов.

Благодаря использованию облачных технологий можно подобрать оптимальное решение практически любой ИТ-задачи. Для этого нужно лишь найти надежного исполнителя. Сегодня российский рынок cloud-услуг насыщен игроками. Наряду с основными провайдерами на нем активно работают новые компании, пришедшие из других отраслей. Участники рынка готовы предложить действующим и потенциальным клиентам cloud-решения и сервисы, отличающиеся по функционалу, срокам внедрения и стоимости. Согласно исследованию российского рынка облачных услуг, проведенному Softline, средний чек на cloud-сервисы отличается в зависимости от региона. Например, в СЗФО он составляет 1,3 млн рублей, в Москве — 604 тыс. рублей, в ПФО — 353 тыс. рублей, в ДФО — чуть более 13 тыс. рублей.

Преимущества перехода в облако для логистических компаний, работающих даже в самых удаленных от центра субъектах РФ, очевидны. Например, вместо приобретения и установки собственных серверов предприятие арендует их у провайдера и управляет ими через интернет, оплачивая только фактическое использование оборудования для обработки и хранения данных. В среднем облачные решения позволяют сократить ИТ-расходы на 20%. Провайдеры предоставляют cloud-сервисы на условиях аренды, предполагающей ежемесячную оплату без значительных финансовых вложений. Мне известен случай, когда ООО «РесурсТранс» перенесло корпоративную почту в облако провайдера. Эта крупная транспортная компания отказалась от использования собственного сервера и соответствующего клиента, передав обслуживание деловой почты на аутсорсинг. Провайдер в свою очередь готов дополнить сервис опциями, которые необходимы пользователям для более качественной и оперативной работы. Скажем, за счет интеграции программы «Скайп для бизнеса» с корпоративной почтой процесс согласования отгрузок может проходить в несколько раз быстрее.

Помимо корпоративной почты, предприятия транспортно-логистической отрасли уже начинают активно размещать в облаке и резервные копии. В этом плане примечателен кейс группы компаний «Новотранс». Для хранения резервных копий ей необходимо было приобрести и разместить в рамках собственного периметра дорогостоящую и многокомпонентную систему хранения данных. Для управления системой пришлось бы расширять штат сотрудников. Сервис-провайдер, лидер российского рынка cloud-услуг, предложил предприятию организовать систему резервного копирования данных в облаке. Благодаря этому группа компаний «Новотранс» минимизировала ИТ-расходы.

Оплата фактического использования вычислительных мощностей удобна для тех компаний, которые делают первые шаги на рынке. На начальном этапе им не требуется большое количество виртуальных ресурсов. Но по мере роста бизнеса появляется спрос на дополнительные мощности, которые можно получить из облака. Потребность в увеличении объема ресурсов возникает и в периоды активных продаж, когда логистическая инфраструктура испытывает максимальную нагрузку. С окончанием сезона потребитель в любое время может уменьшить объем вычислительных мощностей и, соответственно, оптимизировать расходы.

Использование cloud-решений позволяет предприятиям транспортно-логистической отрасли значительно сократить не только финансовые, но и временные затраты. Провайдеры предоставляют сервис в течение часа с момента поступления запроса. Заказчику не нужно ждать доставку оборудования, расходовать время на сборку, установку и тестирование. Все работы проводятся удаленно, быстро и с соблюдением самых высоких требований безопасности.

Надежнее облака может быть только облако

Не понимая специфику работы виртуальной инфраструктуры, руководители многих логистических предприятий торпедируют едва ли не любые бизнес-идеи, для реализации которых требуется внедрение cloud-решений. Но все же ключевыми факторами, препятствующими распространению облачных технологий в логистике, являются опасение за сохранность конфиденциальной информации, утрата которой неминуемо приведет к банкротству бизнеса, и недоверие к модели аутсорсинга. Опыт крупнейших игроков российского рынка облачных услуг развеивает эти опасения.

Сервис-провайдеры, обладающие высокой отраслевой экспертизой, для построения cloud-сервисов используют аппаратное и программное обеспечение ведущих мировых вендоров. Технологические лидеры многократно и тщательно тестируют собственные продукты, прежде чем вывести их на рынок. Поэтому игроки рынка не ставят под сомнение качество таких решений. При этом у каждого надежного провайдера есть своя служба технической поддержки, которая в режиме 24*7*365 обеспечивает бесперебойную работоспособность оборудования. Реакция на проблему происходит молниеносно, заявки обрабатываются в кратчайшие сроки. Благодаря профессионализму инженеры компании-провайдера способны решить практически любую задачу заказчика. К тому же в облаке все компоненты задублированы. В случае выхода из строя оборудования все виртуальные машины клиента автоматически переводятся на резервное оборудование. Аналогичным образом обеспечивается сохранность информации в системах хранения данных.

Но даже если все аргументы в пользу перехода на cloud-технологии кажутся неубедительными консервативным и очень требовательным клиентам, сервис-провайдеры готовы строить им частные облака. В рамках услуги клиенту предоставляется серверное оборудование, развернутая среда виртуализации с порталом управления. При этом специалисты компании-аутсорсера берут на себя создание ИТ-системы и последующее обслуживание. Само оборудование может располагаться как в дата-центре провайдера, так и на территории заказчика. Месторасположение не влияет на уровень безопасности cloud-сервисов, который с течением времени будет только повышаться. Но предприятия транспортно-логистической отрасли ждут от будущего гораздо большего.

Мысли о будущем

С моей точки зрения, очень многие логистические компании уже в ближайшие годы хотели бы получить от разработчиков готовые аналитические сервисы, способные предсказать потребность российских регионов в тех или иных товарах. Имея на руках точные аналитические выкладки, предприятия смогут более эффективно развивать самые разные виды грузовых перевозок. Возможно, для доставки определенного вида продукции в условную Костромскую область и соседние с ней регионы предприятию не нужно приобретать большегрузную фуру, а достаточно арендовать один или два малотоннажных автомобиля.

Безусловно, появлению такого аналитического сервиса будет предшествовать большая работа, связанная со сбором и обработкой статистических данных, среди которых — количество поездок, время формирования, сбора и отправки заказа, скорость доставки груза и многое другое.

Конечно, я не думаю, что абсолютно все игроки российского рынка cloud-услуг устремятся в область разработки аналитических сервисов, в том числе для нужд логистов. Некоторые провайдеры продолжат создавать и совершенствовать универсальные cloud-решения, которые будут востребованы заказчиками из разных отраслей для оптимизации бизнес-процессов.

Быть успешным и конкурентоспособным на рынке без облачных технологий сегодня невозможно. Главное, чтобы бизнес как можно скорее это осознал. И причем не только логистический бизнес.

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья