ENG

Перейти в Дзен
Мнение, Прогнозы, Технологии

Почему люди скоро перестанут покупать автомобили

Всеволод Морозов

Всеволод Морозов

Директор по аналитике и планированию Simetra

Новая мобильность

Мир меняется очень быстро, а вместе с ним и наши потребительские предпочтения. В эпоху digital люди покупают не товар, а сервис, выбирая предсказуемые расходы, не сильно бьющие по кошельку. Мы уже привыкли покупать ПО как сервис или пользоваться стримингом вместо приобретения фильмов на физических носителях, а бизнес строит свои ИТ-инфраструктуры, покупая ресурсы облачных провайдеров вместе с услугами по их обслуживанию.

Аналогичная история происходит и с машинами. Согласитесь, гораздо удобнее, когда кто-то предоставляет тебе доступ сразу ко всем видам транспорта. Вдобавок к этому берет на себя его обслуживание, ремонт, замену резины и прочие «радости», которые портят жизнь автомобилиста. Если еще десять лет назад автомобиль был желательным атрибутом, показателем статуса, сегодня ситуация радикально меняется. Новое поколение людей — бренд-агностики, им не очень важен бренд. Поэтому в ближайшем будущем бизнес-модель MaaS — мобильность как сервис — станет очень популярной. MaaS даст свободу: каждый сможет сам решить, ехать ли ему сегодня на работу на автобусе, а завтра на свидание — на майбахе.

Сама идея концепции не нова и была предложена в конце 1940-х годов в Швейцарии. Тогда она «не взлетела» из-за отсутствия необходимых технологий. Зато сегодня такой подход возможен. По сути, MaaS — интеграция различных видов транспортных услуг в рамках единой цифровой платформы. Объединенный сервис позволит горожанам планировать свой маршрут, выбирать способ перемещения, бронировать и оплачивать все эти манипуляции в несколько кликов с помощью гаджетов.

Если объяснить простыми словами, MaaS станет сервисом в телефоне. Проснувшись утром, мы будем открывать приложение и разрабатывать маршрут, смотреть, сколько будет стоить поездка и какое время она займет на том или ином виде транспорта. Например, каршеринговый автомобиль будет стоить 500 рублей, такси — 400 рублей, метро 50 рублей, а велосипед — бесплатно.

Зачем это нужно 

Во-первых, концепция MaaS позволит снизить затраты на транспортные средства и транспорт в целом. Горожане смогут экономить, отказавшись от покупки автомобиля и сопутствующих расходов на него. Проще и дешевле станет взять машину в каршеринг, причем это коснется не только автомобилей, а в принципе любых видов транспорта, вплоть до самокатов. Во-вторых, выбор мобильности станет больше. Мы сможем выбирать цепочки своих перемещений в зависимости от ситуации, например добраться на каршеринге до работы, а вечером, минуя пробки, уехать на метро. В-третьих, инфраструктура будет использоваться эффективнее. Благодаря транспортной интеграции станет возможным решить проблему первой и последней мили, а сбор и анализ данных оптимизирует общественный транспорт и повысит его эффективность.

Помимо всего этого, концепция MaaS улучшит экономические, социальные и экологические показатели. Так, например, сократятся «одиночные» поездки на транспорте и увеличится его общественное пользование — это приведет к сокращению пробок и связанных с ними экономических затрат, уменьшатся выбросы вредных веществ и улучшится качество воздуха.

Какие могут возникнуть проблемы

Западные автомобильные компании первое время сопротивлялись процессу распространения MaaS и говорили, что если автомобилей станет меньше, бизнес начнет испытывать серьезные убытки. Однако вряд ли это случится, ведь возрастет уровень утилизации автомобилей. Если сейчас, например, мы покупаем автомобиль и меняем его раз в 5 лет, то за счет того, что он будет очень много использоваться, его будут менять каждые полтора-два года.

Но самый главный вызов — технологии. Чтобы система работала удобно и безопасно, необходима мощная ИТ-инфраструктура. Предоставление интегрированной мультимодальной услуги мобильности потребует массы данных из источников, которые могут быть заблокированы или скрыты. Не совсем ясно, какие открытые данные будут доступны и станут ли частные компании предоставлять свои данные. Поэтому, чтобы все работало, потребуются новые законы, ведь данные нужно будет передавать с использованием разных политик конфиденциальности.

Вырастут требования к бесперебойности и защищенности инфраструктуры. Например, блэкаут может полностью парализовать город, так как управление транспортной системой будет потеряно. В результате на какое-то время доступным способом передвижения станет исключительно пешеходное движение, что неприемлемо даже в средних городах. А еще потребуется намного больше доверия друг к другу. Потому что если нам предлагают отказаться от личного автомобиля в пользу какого-то сервиса, то мы должны быть уверены: на следующий день после отказа не взлетят цены на услуги каршеринга.

MaaS — каркас умного города

Задача MaaS — стать частью концепции умного города. Но все не так просто: чтобы реализовать эту концепцию, нужно создать интеллектуальные транспортные системы, продуктом которых де-факто и станет MaaS. Необходимо помнить, что ИТС — не совокупность передовых технологий, а интеллектуальная система, которая должна обеспечить максимальные комфорт и безопасность путём использования инновационных разработок в моделировании транспортных систем и регулировании транспортных потоков. И, что немаловажно, повысить уровень взаимодействия участников движения.

Поэтому концепция MaaS — лишь одна из частей системных изменений, направленных на предоставление инновационных услуг и достижения устойчивой мобильности. В настоящий момент именно MaaS представляется наиболее разумным компромиссом между всеми участниками транспортного процесса в городах, обеспечивая наиболее недискриминационный доступ ко всем видам транспорта, одновременно отвечая требованиям, предъявляемым к устойчивым городам.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья