Министр экономического развития Максим Орешкин и глава Счётной палаты Алексей Кудрин сошлись на том, что в достижении национальных целей и реализации национальных проектов есть проблемы. И одновременно перечислили зримые плюсы от их реализации.
Форум стратегов, проходящий сегодня и завтра в Санкт-Петербурге, чьим генеральным информационным партнёром является деловой журнал «Инвест-Форсайт», начался с достаточно откровенной дискуссии Максима Орешкина и Алексея Кудрина. Оба собеседника оказались солидарны в том, что в реализации национальных проектов есть проблемы. Максимально подробно их перечислил глава Минэкономразвития. По оценке министра, все они — «системные».
«Первое — полной приоритизации ресурсов на достижение 9 национальных целей не произошло. Нацпроекты не интегрированы с госпрограммами, например транспортный проект. Отдельный вопрос — программные сроки и их соблюдение. Третья проблема — нужно признать, что бюрократия побеждает: любое решение и проект можно направить в “бюрократический ад”. Ещё — история взаимодействия с регионами. Мероприятия задаются с федерального уровня, они неравномерно ложатся на географию, и нет понимания, как достичь показателей, зачастую без поддержки с федерального уровня. И ещё проблема в отчётности. Отчётность побеждает», — перечислил министр.
Не упустив случая попенять собеседнику, Алексею Кудрину, что только для Счётной палаты Минэкономразвития готовит несколько отчётов в месяц и чуть ли не каждую неделю. Тот, кстати, с наличием вала отчётности согласился. И в свою очередь заметил, что налицо некоторые сверхожидания от нацпроектов. При этом суммы, которые на них выделяются, часто занимают лишь малую долю в общем объеме финансирования по тому или иному сегменту экономики.
«Только на нацпроекты, мне кажется, надеяться нельзя: нужен более широкий круг системных мер», — призвал он.
Тем не менее ощутимая польза для населения от их реализации есть, уверен Максим Орешкин.
«Строительство новых школ и детских садов, ликвидация третьей смены. Для малого и среднего бизнеса — облегчение регуляторной среды, в здравоохранении — доступ к качественной медпомощи, более качественные дороги», — перечислил он.
И резюмировал, что:
«Мы видим линейку, по которой можем понять, где мы находимся, в зелёной или красной зоне. Красная, например, это экспорт, был план $230 миллиардов, факт — существенно ниже. По приросту населения предполагали минус 219 тысяч, можем получить в этом году минус 280 тысяч. Но зелёные и красные зоны — это нормальная ситуация. Надо признавать отставание и анализировать причины».