ENG
Перейти в Дзен
Мнение, Финансы

Марина Арищенко: «Платежные сервисы повышают конкурентоспособность ритейла»

Марина Арищенко — начальник управления развития транзакционного бизнеса Московского кредитного банка 

Системы дистанционного банковского обслуживания (ДБО) позволяют избегать прямого контакта между владельцем счета и сотрудниками банка. Наиболее распространенными формами ДБО являются системы «клиент — банк» и «телебанк», терминальная сеть и интернет-банкинг. Зачастую банки могут предоставлять клиентам все виды дистанционного обслуживания, как в отдельности, так и одновременно в любых комбинациях. На сегодняшний день такой подход обеспечивает более 90% транзакций банка. Конечно, у этого платёжного инструмента есть ряд преимуществ: с одной стороны, он позволяет экономить средства кредитной организации, которая получает возможность сокращения издержек на персонал и банковские филиалы. С другой стороны, клиент экономит время на коммуникацию с банком, так как ему не нужно каждый раз физически посещать отделение банка, ждать в очередях и т.п. В связи с увеличением транзакционной активности населения и расширением охвата терминальной сети банка возникла необходимость трансформации и расширения платежных сервисов и решений. Мы увидели значительный потенциал в разработке инновационного программно-технического решения для ритейла, которое станет важным инструментом сокращения его издержек и роста прибыли.

Стоит отметить, что необходимость трансформации финансовых процессов ритейла усилилась в связи с международными санкциями и изменениями в законодательстве. Пока классические кассы остаются самым используемым инструментом на рынке товаров и услуг. Но с вступлением в силу изменений ФЗ №54, обязывающих ритейл провести доработку классических касс, мы наблюдаем постепенный переход бизнеса в онлайн-каналы и рост интереса к новому сервису банка «Электронный кассир». За прошедший год мы установили более тысячи устройств «Электронный кассир», которые принимают как наличную, так и безналичную оплату товаров и услуг, позволяют снизить риски при работе и хранении наличности, исключить ошибки и мошенничество со стороны персонала. На сегодняшний день это один из наиболее актуальных сервисов ДБО на российском рынке. Дополнительным драйвером перехода на «Электронного кассира» является то, что такие устройства в том числе автоматизируют и процесс сдачи выручки, обеспечивают полное управление оборотом наличности, исключают расходы на услуги инкассации и на заработную плату кассирам, а также позволяют сократить издержки на содержание классической кассы, обеспечивая отличные показатели роста прибыли.

Зачастую банк получает доход либо на продаже готового продукта (это решение, предназначенное для малого и среднего бизнеса, в первую очередь ритейла), либо предлагает платёжный сервис по оплате услуг для охвата массового сегмента плательщиков (сервис по оплате самых востребованных услуг насчитывает уже более 1000 компаний). Многим необходимо оплатить покупки в точке продаж, совершить необходимые платежи, такие как мобильная связь, услуги ЖКХ, интернет, штрафы, кредиты и т.д. , у населения нет времени стоять в очередях, но есть потребность в едином «окне», канале оплаты, что называется, «здесь и сейчас». Платежный сервис позволяет совершить необходимые платежи быстро и просто, без очередей.

Мультифункциональные решения повышают конкурентоспособность компании на рынке. Например, «Автоинкассация», услуга наиболее эффективная для оптимизации работы сети, так как позволяет создать замкнутый цикл оборота наличных, открывает возможность сдачи кассовой выручки торговой точки в режиме 24×7 и зачисления сданных наличных средств онлайн день в день. Данное решение эффективно в первую очередь в сегменте fashion, HoReCa, АЗС и онлайн-продажах, так как способствует росту продаж и прибыли для собственников бизнеса. Устройство работает по принципу аналога офиса банка на основе платёжных поручений и позволяет защитить от мошенничества при проверке подлинности купюр, сократить расходы ритейлеров на персонал.

На фоне роста конкуренции, нововведений, связанных с появлением цифровых каналов продаж, необходимо вводить новую тактику взаимоотношений с клиентами и более активное вовлечение покупателей в проводимые акции. Как показала практика, мотивирующие кросс-промоакции позволяют заметно увеличить и разнообразить транзакционную активность покупателей. Наша стратегия основана на опыте и предпочтениях клиентов. Мы тщательно изучили потребительское поведение целевой аудитории наших терминалов, провели анализ продаж, регистраций, подписок, в результате сформировали точный портрет потребителя. Проведённые акции на терминалах позволили партнёрам достичь новых высоких результатов: значительно повысилась конверсия, при этом стоимость приобретения клиента снизилась, увеличилось число повторных покупок. И мы пошли дальше: в течение года реализовали на терминалах серию таргетированных промоакций с партнёрами сферы развлечений, используя различные механики и каналы коммуникации — подарки, скидки и купоны за оплату влияют на процесс принятия решения о покупке, повышают лояльность к бренду. В результате повысилась транзакционная активность пользователей по конкретным услугам. Эта механика выгодна для партнеров, так как способствует повышению объёма, частоты продаж и общей маржинальности, поэтому, можно сказать, что мы уверенными шагами движемся к созданию единой экосистемы маркетплейсов, которая в скором времени объединит банки, продавцов и покупателей.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья