ENG
Перейти в Дзен
Стартапы

Машина времени в смартфоне

Многие туристы, приезжая в страну, хотят посмотреть исторические достопримечательности. Однако не все из них сохранились до наших дней. От каких-то остались развалины, весьма отдаленно передающие былое великолепие. А иногда приходится довольствоваться лишь несколькими обломками и рассказами гида. Как можно вернуться в прошлое и увидеть исторический объект почти вживую, рассказал создатель приложения виртуальной реальности и сооснователь компании Piligrim XXI Илья Коргузалов.

Машина времени в смартфоне

От туристических журналов к мобильному приложению

Идея использовать технологию дополненной реальности для реконструкции исторических объектов возникла у Ильи Коргузалова неспроста. Несколько лет он был руководителем отдела реставрации Кунсткамеры. Затем стал дизайнером в международном рекламном агентстве и параллельно получал образование экономиста. Тогда же молодой человек стал задумываться о собственном деле.

Первым самостоятельным проектом Ильи стало агентство, которое он открыл вместе с маркетологом Дианой Сориной и специалистом по масс-медиа Татьяной Черных. Ребята начали выпускать журнал для путешественников Le Voyageur. Издание распространяли в международных автобусах, курсировавших между Санкт-Петербургом и Прибалтикой. Проект имел успех, но издательский бизнес Илье скоро наскучил.

Путешествуя по миру в поисках материала для журнала, Илья заметил, что очень часто посещение популярных исторических мест оставляет чувство разочарования. Стандартные экспозиции и скучные экскурсии, которые гиды рассказывают одними и теми же словами, уже не удовлетворяют туристов. Если же речь идет про памятники, которые не сохранились, разочарование усиливается — вместо ожидаемого погружения в атмосферу прошлого туристу приходится довольствоваться созерцанием руин и скупой информацией из путеводителя.

Толчком к созданию сервиса, воспроизводящего прошлое на экране смартфона, стал заказ от администрации Волгоградской области. Чиновники хотели поднять туристическую привлекательность региона не только за счет чемпионата мира по футболу, но и обычных путешественников. Но кроме Мамаева кургана, никаких знаковых объектов в области не было. Все исторические достопримечательности были разрушены и ушли под землю. Илья и его команда увидели в этом незанятую нишу для использования мобильных технологий и виртуальной реальности.

Программ и студий, которые создавали бы 3D-модели и виртуальные прогулки по музеям, было много. Но все они воспроизводили изображение без связи с окружающей действительностью. А молодым людям хотелось изобрести своего рода машину времени, которая воспроизводила бы перед туристом реальный облик объекта непосредственно на месте событий.

На тот момент похожий сервис был только у израильской компании Architip, но его версия была очень сырой. Илья, Диана и Татьяна решили, что могут предложить качественный продукт на практически пустом рынке. Так в конце 2013 г. появилась компания Piligrim XXI, в которой Илья занял должность CEO. Кроме трех основателей, команду дополнили разработчик, художник и программист.

Увидеть во всей красе

Для разработки требовались деньги. У основателей было 1,5 млн руб. собственных средств, но этого оказалось недостаточно. С помощью экспертов стартаперы подготовили бизнес-план, чтобы продемонстрировать финансовую привлекательность и перспективы проекта. Это помогло привлечь первые инвестиции от бизнес-инкубатора «Ингрия», резидентом которого стал Piligrim XXI. Кроме этого, ребята получили грант от Фонда Бортника и средства от Фонда посевного финансирования Microsoft. Общий объем инвестиций составил около 7 млн руб.

Первым проектом компании стал парк дополненной реальности в прибалтийском городе Лудза. Пользователи приложения могли наблюдать на экране планшета средневековый замок, от которого в наши дни остались только руины. Создатели подошли к виртуальной реконструкции максимально ответственно, в частности изучали литературу на старонемецком в библиотеках, общались с историками, археологами и краеведами. Какие-то детали, например расположение конюшни, приходилось додумывать самостоятельно, опираясь на имеющиеся сведения. Через два месяца проект был готов.

Машина времени в смартфоне

Новая технология оказалась успешной. По оценкам администрации замка, в первое лето количество туристов выросло на треть. Всего объект посетило 20-30 тыс. туристов, при том что население самого городка — всего 7 тыс.

Изображение формировалось с помощью видеопотока при съемке на камеру смартфона или планшета. На картинку из реального времени накладывались смоделированные трехмерные объекты из приложения. Таким образом, на экране появлялось изображение восстановленного памятника архитектуры в окружении реального ландшафта. В этом было принципиальное отличие от существовавших тогда на рынке приложений. В них пользователь мог загрузить трехмерную картинку, но она не синхронизировалась с окружающей обстановкой.

Маркерами для опознавания объекта стали не метки геолокации и не специально установленные таблички, а остатки сооружения и другие признаки ландшафта. Именно по ним программа определяла, какое именно изображение требуется реконструировать. Благодаря этому картинка получалась очень стабильной. Она не дрожала и не смазывалась, а точность попадания в реальный ландшафт была очень высокой — погрешность расположения модели менее 1 см. Специальными маркерами приходилось пользоваться, только если объект полностью разрушен и алгоритму не за что «зацепиться».

Затем последовали другие заказы. В частности, администрация Санкт-Петербурга попросила создать трехмерную модель «Авроры», а для Парижа разработчики «восстановили» Бастилию. К 2017 г. компания создала 8 AR-парков в 6 странах: России, Франции, Латвии, Италии, Эстонии и Болгарии.

Если сначала все ограничивалось минимальной анимацией вроде развевающихся флагов, то затем пользователи уже могли наблюдать движущихся людей и даже управлять событиями. Они могли выполнить легендарный залп «Авроры», понаблюдать за извержением Везувия и гибелью Помпеи, поучаствовать во взятии Бастилии.

Приложение не ограничивается картинкой. Пользователь может слушать аудиогид, который рассказывает про историю здания, о людях, живших в нем. Рассказ дополняет музыка или звуковые эффекты. Также в приложении есть маршруты прогулок, информация о ближайших достопримечательностях и объектах туристической инфраструктуры. Это помогает путешественнику планировать маршрут, найти место для ночлега или кафе. Изначально сервис создавался под iOS, впоследствии разработчики адаптировали его под Android.

«Цифровая земля»

Первоначально основную прибыль составлял сектор B2B — заказы на воссоздание определенных исторических объектов. Администрация устанавливала приложение на планшеты, которые выдавала пользователям в аренду. Но создатели собирались в полной мере монетизировать проект и переключиться на модель B2C. Они хотели, чтобы пользователи скачивали платное приложение, но для этого требовалось максимально расширить как количество локаций, так и возможности сервиса.

Машина времени в смартфоне

Это было достаточно сложно, пока создание каждого AR-проекта требовало «ручной привязки» контента и регулярной корректировки расположения. Команде приходилось регулярно выезжать в длительные командировки на места реконструкций — в Италию, Францию, Болгарию… На это уходили колоссальные ресурсы. По приблизительным подсчетам, расходы достигали 40% бюджета, не говоря о времени установки каждой реконструкции. Разработчики начали поиск универсального алгоритма, который позволил бы размещать инсталляции прямо с рабочего места. Эта работа продолжается почти два года — и сегодня ее результатом стала платформа дистанционного управления слоем дополненной реальности Arcona.

Новая технологическая платформа автоматически создает AR-слой по всей планете. В этом слое — на цифровой земле Arcona — практически любой пользователь может создавать и размещать собственные интерактивные инсталляции. И это не только реконструкции исторических объектов для туристов, но и развлекательные аттракционы, виртуальные магазины, игры, образовательные проекты и многое другое. Такое разнообразие AR-приложений привлечет миллионы зрителей и сделает технологию по-настоящему востребованной, массовой и общедоступной.

Сегодня Arcona уже оцифровала центры 13 крупнейших мегаполисов мира, в том числе Токио, Нью-Йорка, Рима, Сингапура. Более тысячи пользователей купили участки цифровых территорий и готовят первые AR-проекты на цифровых землях Arcona. В планах — покрыть слоем дополненной реальности все континенты и создать полноценную экосистему, где смогут общаться и создавать совместные проекты разработчики и художники, бизнесмены и энтузиасты.

Для реализации этого проекта в 2017 г. компания привлекла $650 тыс. частных инвестиций. Годом ранее, в 2016 г., испанская компания Way2Wow выкупила долю, которая до того принадлежала Фонду предпосевных инвестиций. Испанцам перешло 25% активов. Такой шаг Илья объяснил желанием быстрее достичь поставленных целей по разработке новой платформы и более активному продвижению на международных рынках.

Автор: Кристина Фирсова

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья