ENG
Аналитика

В России растет медицинский туризм

Медицинский туризм в России в последние годы восстанавливает свою популярность — граждане едут отдыхать не только «за морем и солнцем», но и сопровождают такие поездки лечебными процедурами. Более того: наша страна все чаще становится местом, куда отправляются лечиться и из-за границы. 

Фото: Ganoshenko Roman

Так, по статистике, в 2016 году число медицинских туристов, приехавших в Россию, выросло на 57 процентов.

«В то же время россияне стали меньше ездить лечиться за границу — выездной медицинский туризм снизился примерно на 20 процентов», — такие цифры приводит президент Российской ассоциации медицинского туризма (АОММТ) Константин Онищенко.

Стоит подчеркнуть — у медицинского туризма, если можно так выразиться, два лица. Первое касается отдыха, привычного с советских времен, когда граждане ездили подлечить пошатнувшееся здоровье по профсоюзным путевкам в многочисленные санатории и здравницы. Основные из них были сосредоточены на Черноморском побережье Краснодарского края, в Крыму. В определенной степени был популярен и Алтай, где  есть возможность выбрать из 44 санаториев, которые одновременно готовы принять более 9 тысяч туристов. При этом ежегодный поток курортников достигает 200 тысяч человек. Основой лечения в алтайских санаториях являются радоновые ванны и пантолечение (ванны с вытяжкой из маральих рогов, с помощью которых лечится радикулит, например).

Краснодарский край, в свою очередь, славится своими целебными грязелечебными процедурами. Только в районе Анапы находится около 4 десятков грязевых источников. А подавляющее число лечебных процедур основывается на использовании грязей и минеральных вод, всесторонне оздоравливающих организм.

Фото: wikipedia

Второе лицо медицинского туризма в России, если так можно выразиться, меньшего размера и гораздо более узкой специализации.

По данным Российской ассоциации медицинского туризма, внутренний медицинский туризм в прошлом году вырос на 16 процентов — с 7-8 до более 9 миллионов человек. А объем расходов на лечение в регионах России пациентов из других городов составил 240 миллиардов рублей. Что имеется в виду? Имеется в виду поездка за определенными медицинскими услугами, которые можно получить и в своем городе — за исключением нескольких «но».

Самым популярным направлением медицинского туризма является стоматология. На ее приходится 32 процента всех оказанных медицинским туристам услуг. Причина простая — ценник на услуги стоматологов и зубных врачей в регионах часто на 50 процентов ниже, чем в столичных городах. А качество порой бывает не только не хуже, но и лучше, чем в центре. Из других направлений медицинского туризма на гинекологию и урологию приходится 23 процента, косметологию — 12 процентов, офтальмологию — 8 процентов, а кардиологию — 5 процентов. За эстетической медициной, кстати, туристы едут в Екатеринбург,  Кострому, Нижний Новгород, Красноярск, Новосибирск, Нижний Тагил. Причем делают разное: например, пластику голеней, груди, так называемую ринопластику (исправление врождённых или приобретённых деформаций носа, а также полное восстановление отсутствующего носа).

Однако не только у россиян становится все более популярным лечение и санаторный отдых за пределами своего региона.

Посудите сами — стоимость одной из самых массовых операций на сердце — аортокоронарного шунтирования — в России составляет примерно 3200—3500 долларов, в то время как в США такого рода вмешательство в организм обойдется в сумму от 55 до 130 тысяч долларов. Похожая ситуация и с лазерной коррекцией зрения — в отечественных клиниках вам ее сделают за 340-650 долларов, в то время как за океаном подобная операция будет стоить уже 4000—5000 тысяч «американских денег».

Фото: flickr

Впрочем, чтобы поставить, скажем так, здоровье «на поток», необходимы дополнительные средства на развитие. По мнению президента Российского союза туриндустрии Сергея Шпилько, для этого необходимо снизить фискальную нагрузку на отрасль. Например — опустить до 5-7 процентов ставку НДС для гостиниц и ресторанов, а также исключить лечебно-оздоровительные местности и курорты в границах санитарной охраны из перечня объектов налогообложения в части земельного налога.

С таким подходом согласен и Ростуризм.

Как считает замглавы ведомства Николай Королев, «мы всегда за льготный режим и все возможные инструменты поддержки отрасли. Со стороны ведомства туристического, наверно, чем больше будет каких-то льготных режимов, инструментов поддержки бизнеса, тем лучше, потому что в отрасль придут инвестиции, отрасль будет лучше себя чувствовать», — уверен Королев. Однако, признал он, «налоги — это Министерство финансов, которое учитывает не только сферу бизнеса в конкретной отрасли, а более комплексно смотрит на картину».

Автор: Валентин Искитимов

Сохранить

Сохранить

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Нравятся материалы «Инвест-Форсайта»? Подпишитесь на рассылку «Самое интересное сегодня»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья