ENG
Добавить в избранное
Стартапы

Метеостанция на ладони

Микроклимат влияет на самочувствие, настроение, производительность людей, а в итоге и на их здоровье. Оценка климатических показателей не менее важна и для бизнеса. Исследования по оздоровлению климата в офисах подтверждают наличие прямой связи между параметрами окружающей среды и производительностью работников. Владимир Ладыгин, создатель устройства Climate Guard, рассказал, как придумал свое ноу-хау, почему пришлось изменить технологию производства и как это помогает людям создавать комфортные условия для жизни.

Идея из «переговорки смерти»

В 2015 году Владимир Ладыгин пришел работать в Ростелеком руководителем ИТ-проектов. Вместе с коллегами они часто собирались по вечерам в переговорной, чтобы поиграть в настольные игры. Но несмотря на то, что комната была обособленной, хорошо освещенной и вовремя проветривалась, находиться в ней больше 15 минут не представлялось возможным. Работники стали называть ее «переговоркой смерти». Однажды коллега заметил, что диодные лампы в комнате пульсируют. После того как инженеры исправили неполадку, находиться в переговорной стало легко и приятно. Тогда Владимир впервые подумал, что существует много факторов, невидимых и незаметных человеку, которые в быту влияют на самочувствие и производительность. Он решил, что можно скомпоновать эти факторы в устройство, которое было бы удобно использовать в любом помещении или даже авто.

В 2018 году Ладыгин уволился из Ростелекома, открыл собственную ИТ-компанию и через полгода решил, что настало время воплотить идею в жизнь. Он рассказал о проекте менеджеру, а тот в свою очередь пригласил знакомого проектировщика, который умел делать 3D-модели и проектировать корпуса. Кроме того, на сервисе Youdo нашли инженера, который за 10 тыс. руб. согласился сделать прототип.

В октябре 2018 года были закуплены компоненты и необходимая техника, а уже в феврале 2019 года появился первый прототип устройства Climate Guard, которое умеет оценивать факторы окружающей среды и микроклимата в помещении. На сегодняшний день продано более 50 устройств, а компания работает над выходом в серийное производство.

Команда, затраты и комплектующие

Первоначальные затраты на создание и запуск проекта составили около 3 млн рублей, 2 млн из них вложил главный идейный вдохновитель, а около 1 млн рублей команда выиграла на конкурсах в поддержку стартапов.

На сегодня в проекте задействовано 12 человек, среди которых руководитель проекта, технический директор, проектировщик, дизайнер, инженеры, разработчики и менеджер по продажам. Команда набиралась по принципу заинтересованности в идее. Например, технический директор перешел в проект из другого стартапа после участия в одном из инкубаторов. Несколько ребят заинтересовались разработкой после фестиваля Geek Picnic в Санкт-Петербурге. Разработчики приходят из основного бизнеса Ладыгина.

При создании устройства проектировщики используют платы, произведенные в России, а элементы и датчики закупаются в Китае, Германии, Португалии, Японии и Швейцарии. Если на рынке нет подходящих комплектующих или возникают проблемы с поставками из-за пандемии, команда разрабатывает их своими силами. Так были созданы собственные датчики измерения пульсации света и радиации. В планах — датчик электрического излучения.

Метеостанция в кубике

Внешне устройство Climate Guard представляет собой компактный кубик размером 10 на 10 см и весом около 250 граммов. Форма выбрана, чтобы уместить в него большое количество датчиков, потому что одни из них маленькие, а другие — габаритные. В основе сервиса лежит климатический зонд, которые измеряет показатели окружающей среды в помещениях объемом до 100 м3.

Устройство умеет оценивать от 1 до 20 параметров среды. Каждому из параметров соответствует определенная иконка. Ориентироваться в показаниях датчиков просто, так как предусмотрена различная световая индикация для нормальных и ненормальных значений. При изменении комфортных или допустимых показателей микроклимата меняется и цвет соответствующего элемента. Например, красный цвет иконки с температурой говорит о том, что в комнате жарко, синий — о том, что слишком холодно, зеленый — о том, что температурный режим соответствует норме. Иконки на панели кубика — первый способ донести информацию до человека. Это позволяет использовать Climate Guard как обычный бытовой прибор.

Кроме того, на каждом устройстве развернут сервер, поэтому пользователь может зайти на него через браузер и узнать дополнительную информацию. Например, что означает каждый показатель, какие их предельно допустимые нормы для комфортного нахождения в помещении, что означает превышение или снижение того или иного значения.

Данные с устройства сохраняются в облаке. Это еще один способ работы с информацией. Через личный кабинет можно просмотреть историю изменения климата за произвольный промежуток времени, оценить динамику, построить графики по одному или нескольким параметрам. Также разрабатывается мобильный клиент, с помощью которого можно управлять устройством. В приложении отображаются данные о климате, а также подсказки, как его улучшить.

Прибор Climate Guard работает без подключения к сети. Внутри размещен аккумулятор, который позволяет устройству работать в автономном режиме больше суток. Для зарядки подойдет USB-розетка или портативный аккумулятор.

Полезные иконки

На сегодня устройство способно измерять 20 различных показателей окружающей среды. Среди них есть те, что человек в какой-то степени может оценить с помощью органов чувств, а есть такие, которые абсолютно незаметны, но наносят большой ущерб комфорту, а часто и здоровью человека. К базовым параметрам микроклимата относят температуру воздуха в помещении, относительную влажность воздуха, звуковые колебания различного спектра, вибрацию поверхностей, качество и яркость освещения, пульсацию света.

Многие параметры оценивают качество воздуха в помещении. Это концентрация углекислого газа, мелкодисперсных частичек пыли, летучих органических соединений, озона, фенолов, газов NO2, CO2 и NH3. Также прибор способен измерять сложные и специфические параметры. Например, напряженность электрического поля, радиацию, спектральное разложение света, магнитное поле, скорость движения воздуха и т.д. 

Для удобства пользователя устройство позволяет настроить профили в зависимости от решаемых задач. Профили «Дома» и «Сон» определяют оптимальные условия микроклимата для домашних дел и здорового сна. Чтобы обеспечить максимальную концентрацию при работе с компьютером и документами либо во время деловых встреч, подойдут профили «Работа» и «Совещание». Также предусмотрены пользовательские профили, в которых человек может самостоятельно настроить параметры, исходя из собственных оценок и предпочтений.

От проблем к развитию

Как и любому стартапу, команде приходится сталкиваться с трудностями. Первой из них оказалась невозможность выполнять объемные заказы. На данный момент выпускаемые образцы хорошо показали себя в нескольких пилотах. Однако все они сделаны при помощи ручной сборки. С тем человеческим ресурсом, который есть в компании, команда может собирать 2 устройства в день. А объемы крупных заказчиков порой составляют от 100 штук за короткий срок. Поэтому компания решила перенести ручную сборку в серийное производство, чем активно и занимается в настоящее время.

Вторая проблема заключалась в том, что всем не угодишь. Оказалось, бизнесу, который готов массово закупать Climate Guard, нужно измерять, как правило, 2–3 своих параметра. Например, для транспортной компании важны только датчик алкоголя и датчик паров бензина, а для «ОДК-Пермские моторы» — датчики шума и пыли. А компании «Мособлгаз», наоборот, кроме имеющихся на тот момент параметров, дополнительно нужно измерять концентрацию пропана и метана.

На первый взгляд, было только два решения проблемы: создать суперустройство, которое будет измерять все существующие показатели, либо пойти по пути конкурентов и остановиться на узком наборе конкретных параметров. После раздумий Ладыгину пришла мысль создать модульную плату и дать пользователю выбрать те параметры для измерения, которые ему нужны. Получается своеобразный конструктор в виде платы и розеток со стандартными выходами, куда подключается любой датчик. Необходимый датчик можно приобрести с устройством либо в любом радиотехническом магазине.

«Таким образом, появляется ценность: мы можем дать человеку любые параметры, которые он хочет. Точно так же работают модемы, которые мы ставим в устройство, туда можно поставить модемы GSM, Ethernet, Modbus, также можно доставить экран или расширенную батарею», — рассказал Владимир Ладыгин.

Модульность устройства позволяет добавлять и другие полезные опции. Например, недавно разработан специальный корпус c HEPA-фильтром и диодом с UVB-излучением, который обеззараживает воздух и очищает его от вредных организмов со скоростью 100–200 л/мин.

Три пути масштабирования

На сегодняшний день усилия команды направлены на доработку модульной платы и выпуск ее в серийное производство. После компания планирует работать одновременно в трех направлениях.

Еще на моменте проработки идеи модульной платой заинтересовались производители радиотехнических конструкторов, так как появляется возможность без применения паяльника делать готовые решения. Особенно актуально это для детских конструкторов, связанных с радиоэлектроникой, в которых достаточно будет подключить необходимые элементы на плату в правильном порядке. Поэтому первое направление — распространение платы в радиотехнические магазины и партнерам — производителям конструкторов.

Одновременно с этим будет запущена техстартеровская компания непосредственно для устройства мониторинга. На данный момент определены ключевые и потенциальные клиенты. Это физические лица, которые хотят сделать жизнь комфортнее, зеленые офисы, заботящиеся о здоровье сотрудников, фермы и различные производства. Также у компании есть предложения для бизнеса в сфере недвижимости, транспортных перевозчиков и организаций социальной значимости.

Третье направление — масштабирование в компаниях, с которыми уже есть успешные пилоты. Это в первую очередь сельское хозяйство и заводы. Помимо демонстрации устройства Climate Guard, у компании есть и другие пилоты, например с компанией «ВкусВилл», о влиянии климата на поведение людей и сотрудников. Это заинтересовало и других ритейлеров: они также планируют заказывать подобные исследования.

«Не уверен, что все три направления в итоге останутся. Но без этого мы не сможем понять, кто из них наш самый ключевой и любимый клиент», — отмечает Владимир.

Автор: Кристина Фирсова

Фотографии предоставлены компанией Climate Guard

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»

Вам понравился этот текст? Вы можете поддержать наше издание, купив пакет информационных услуг
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья