Строительство новых станций метро и развитие инфраструктуры в отдаленных районах за МКАД, на что было выделено несколько триллионов рублей из бюджета Москвы, не несет никакой экономической выгоды. Такой вывод сделали эксперты фонда «Институт экономики города» в ходе дискуссионного клуба «Эффекты влияния городской застройки и планировки на экономику города и иные городские процессы».
Как отметила исполнительный директор фонда «Институт экономики города» Татьяна Полиди, проведение линий метро за МКАД не приводит к росту цен на жилье в новых районах.
«Это связано с тем, что сильная массовая застройка нивелирует весь положительный эффект», — отметила эксперт.
По ее словам, самым ликвидным жильем сегодня остается то, что находится в центре агломерации.
«Все инвестиции в жилищное строительство поэтому сконцентрированы в ядре агломерации. Следовательно, совокупная рыночная капитализация жилья в расчете на душу населения в центре выше, чем на периферии», — добавила Татьяна Полиди.
Заместитель министра строительства и ЖКХ России Дмитрий Волков ответил, что, если метро за территорией МКАД не приносит экономических выгод, напрашивается вывод: его там не надо строить.
«Но это неверный вывод, вы не учли фактор времени. Да, какое-то время новая ветка метро не будет сильно влиять на стоимость жилья. Но в будущем все может измениться, процессы урбанизации и другие факторы скажутся на росте цен», — отметил замминистра.
Он привел пример расширения МКАД: в 80-е годы эта дорога состояла из нескольких полос без ограждений и жестких разделителей, ее называли «дорогой смерти».
«Как только МКАД начали расширять (в середине 90-х — ред.), некоторые очень умные люди начали скупать участки рядом с ним. В будущем они получили экономическую выгоду, но эти процессы были не мгновенны», — заключил Дмитрий Волков.