ENG

Перейти в Дзен
Инвестиции, Финансы

МФО спешат на рынок облигаций

Одним из самых интересных трендов российского финансового рынка в 2021 году стала активизация микрофинансовых организаций (МФО), которые одна за другой стали объявлять о своих намерениях выпустить облигации.

Фото: depositphotos.com
Фото: depositphotos.com

К этому традиционному финансовому инструменту стали прибегать компании, которые в течение многих лет обходились без него. Примером здесь может служить финансовая онлайн-платформа Webbankir. Она занимается онлайн-кредитованием с 2012 года, однако к выпуску облигаций прибегла только нынешним летом, выпустив ценные бумаги на сумму 300 млн рублей, причем книга заявок была закрыта всего за 1 день. Впрочем, основания для привлечения дополнительного финансирования у Webbankir были, поскольку ей было необходимо обеспечить ускоренный рост: за три года объем выдач Webbankir вырос в 3,4 раза, чистая прибыль — в 3,5 раза, а клиентская база — в 5,9 раз. Чистая прибыль компании в 2020 году увеличилась более чем втрое.

«Для нас выход на рынок облигаций — это диверсификация источников финансирования и доступ к более дешевым деньгам, — объясняет финансовый директор Webbankir Илья Соловий, — как правило, ставки по облигационным выпускам на несколько процентных пунктов ниже, чем если бы компания привлекала средства от частных инвесторов напрямую. Также облигации, как правило, выпускаются на 3 года, тогда как средний срок вклада в МФО составляет 1,5–2 года».

Однако дело не в конкретной ситуации в данной компании. Помимо Webbankir, на финансовый рынок вышли такие игроки, как «Займер», «МигКредит», МФК ЦФП, «Лайм-Займ», ГК Eqvanta, «VIVA Деньги». По данным портала 1mbank, совокупный объем размещения может достичь 2,6 млрд рублей.

«За 2020 год было размещено облигаций МФК на сумму 1,45 млрд рублей, а за I квартал 2021-го — уже столько же», — констатирует финансовый консультант компании «Автокапитал» Акоп Петров.

По прогнозам аналитиков, размещение облигаций микрофинансовых компаний в 2021 году может втрое превысить аналогичный показатель прошлого года. По оценкам компании «Юником24», доля облигационных займов в общем объеме фондирования МФО за 2021 год может вырасти с 7% до 10–15%.

По мнению управляющего директора компании «Лайм-Займ» Олеси Киселевой, микрофинансовые компании, конечно, активизировались не внезапно: они готовились к этому несколько лет, были первопроходцы среди МФО, но многие пожелавшие выйти на биржу микрофинансовые организации часто сталкивались с различными проблемами, среди которых самой главной была недостаточность размера компании-эмитента. Требовалось время, чтобы МФО «подросли» до нужных размеров.

«На мой взгляд, облигации стоит использовать в том случае, если объем выдач компании достиг 500 млн руб. в месяц, — соглашается финансовый директор Webbankir Илья Соловий, — при меньших объемах компания долго не освоит полученные средства, то есть деньги будут работать неэффективно, а обслуживание долга окажется слишком дорогим для бизнеса».

К этому добавился такой фактор, как серьезное ужесточение деятельности МФО в 2019–2020 гг. Предельная процентная ставка, которую можно установить для микрозайма, снизилась более чем в два раза, предельные начисления на тело долга значительно сократились. Компании были вынуждены адаптировать свои бизнес-модели к новым условиям, но для этого тоже требовалось время.

«Организации, которые прошли эти испытания, росли все это время за счет инвестиций физических лиц и профессиональных инвесторов, — констатирует Олеся Киселева (“Лайм-Займ”), — сейчас они набрали вес, уверены в своей бизнес-модели, теперь они могут конкурировать с теми компаниями, которые, как первопроходцы, забрали самый лакомый кусочек — тех инвесторов, которые готовы сотрудничать с МФО».

Интересны ли облигации МФО для инвесторов? Учитывая тот факт, что на бонды Webbankir всего за один день нашлось около 500 инвесторов, видимо, да. Олеся Киселева отмечает, что несмотря на все ограничения, МФО продолжает оставаться высокомаржинальным бизнесом, где ставка гораздо выше, чем по вкладам в банках — в среднем 12–14% годовых.

Акоп Петров («Автокапитал») добавляет, что причиной популярности облигаций МФК становится тот факт, что «входной билет» в прямые инвестиции в МФК достаточно высок для многих инвесторов — 1,5 млн руб. Таким образом, размещение облигаций помогает привлечь денежные средства у более широкого круга инвесторов.

Илья Соловий (Webbankir) также полагает, что люди готовы получать более низкую доходность по облигациям, потому что у этого финансового инструмента есть ряд преимуществ. Во-первых, минимальный вклад в МФО по закону составляет 1,5 млн руб., а в облигации можно инвестировать любую сумму, хоть от тысячи рублей. Во-вторых, у облигаций более высокая ликвидность: их легко докупить или продать, тогда как частичное или досрочное изъятие вклада невозможно без потери процентов.

К тому же многие инвесторы стали обращать внимание на МФО, понимая, что ужесточение скоринга в банках при рассмотрении заявок на кредиты от населения в 2021 году приведет к увеличению клиентской базы у микрофинансовых организаций. К слову, по той же причине повышение ключевой ставки ЦБ сразу на 1 п.п., которое случилось в конце июля, тоже отчасти играет в пользу МФК.

«Изменение ставки ЦБ не влияет на размещения МФО, поскольку наш бизнес в гораздо меньшей степени привязан к ней, в отличие, скажем, от розничного банковского кредитования, — уверен Илья Соловий, — мы также не ожидаем, что новая волна коронавируса приведет к локдауну и тяжелым последствиям для экономики, учитывая меры по вакцинации населения, предпринимаемые в России».

В то же время нельзя забывать, что облигации микрофинансовых компаний — не «голубые фишки» и не гособлигации. Чтобы правильно оценить риски инвестиций в такой финансовый инструмент, необходимо разбираться в финансовом рынке. Проще говоря, такой вид вложений подойдет скорее для квалифицированных инвесторов. Неслучайно выпуск облигаций Webbankir прошел по закрытой подписке.

Автор: Константин Фрумкин

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья