ENG
Перейти в Дзен
Аналитика, Финансы

Лучше к стоматологу, чем в банк: чем миллениалы грозят финрынку

Поколение миллениалов относится к традиционным банкам крайне скептически. Настолько, что более 70% из них готовы скорее отправиться, например, к стоматологу, вместо того чтобы общаться с банковским клерком. Неудивительно, что лояльностью к финучреждениям они не отличаются и меняют их в 2,5 раза чаще, чем бэби-бумеры. Причин множество — от длинных очередей, трудностей в решении банальных вопросов и, конечно же, до необходимости платить за банковские услуги. Понятно, что классические финансовые организации под угрозой — уже в течение 2020 года 10 крупнейших банков рискуют потерять депозиты на $344 млрд. При этом миллениалы, как и прежние поколения, заинтересованы в инвестициях и не против научиться управлять деньгами, другое дело, что требования к формату услуг у новой генерации пользователей иные. Какие из них стоит взять на заметку банковскому и финансовому бизнесу уже сегодня, чтобы не потерять целое поколение клиентов, рассказали аналитики компании CB Insights.

Лучше к стоматологу, чем в банк: чем миллениалы грозят финрынку
Художник: Юрий Аратовский

Расходы под цифровой контроль

Как и прежние поколения, миллениалы предпочитают отслеживать и анализировать свои траты, даже пытаются экономить. Правда, контроль выбирают в цифровом формате, используя для этих целей не традиционные банковские выписки, а digital-приложения на базе машинного обучения и искусственного интеллекта. Сегодня 34% людей в возрасте от 18 до 34 лет пользуются как минимум одним приложением для учета личных финансов на телефоне (в более старшем возрасте таких людей на 20% меньше). Популярность подобных решений быстро растет — так, появившись в 2007 году, сервис Mint уже через два года обслуживал 1,5 млн пользователей.

Компании в этом пространстве не просто следят за банковскими счетами пользователей — они вмешиваются, когда пользователю грозит перерасход. Dave, например, предупреждает пользователей с помощью текстового сообщения, если они рискуют овердрафтом.

Правда, функционал приложений, ориентированных в первую очередь на автоматизацию сбережений, достаточно легко копируется, в том числе традиционными игроками рынка, что несет для проектов дополнительные риски.

Долги и кредиты как ниша

Миллениалы погрязли в долгах, прежде всего это студенческие кредиты. Решать проблему они готовы точно не в банках, чье место все увереннее занимают финтех-компании, готовые кредитовать новое поколение, а также помогать в управлении долговой нагрузкой. К примеру, финтех-компания SoFi предлагает варианты кредитов с 2011 года, экономя клиентам в среднем $19 000, рефинансируя студенческие займы. С помощью ее конкурента, компании Credible, 130 000 клиентов уже сэкономили в среднем более $13 000. Персональные микрокредиты для небольших покупок вместо кредитных карт предлагает проект Affirm. В апреле 2019 года компания объявила о закрытии раунда финансирования в $300 млн, а ее оценка составила $2,9 млрд. Неудивительно, что банки все активнее пытаются поучаствовать в растущей экосистеме финтеха, прежде всего как инвесторы. Например, CreditSuisse и JP Morgan уже инвестировали в платформу Prosper, которая предлагает кредиты на сумму до $40 000. А WellsFargo является инвестором в аналогичную платформу LendingClub.

Наличку отменят… смартфоны

Миллениалы не престают пользовать деньгами, но все чаще отказываются от наличных средств. Оплачивать покупки и услуги они предпочитают с помощью смартфонов — сегодня 63% миллениалов совершают транзакции на самом устройстве, а 41% платят им в магазине. Более 1 из 10 представителей нового поколения используют цифровой кошелек для каждой покупки, особенно при оплате доставки еды или поездки в Uber. Все большей популярностью среди поколения пользуется сервис мобильных платежей Venmo от PayPal, который в том числе позволяет переводить средства между пользователями с помощью приложения для смартфона.

Подстегивают переход на платежи смартфоном и их производители — еще в 2014 году Apple запустила платформу мобильных платежей ApplePay, в следующем году ее примеру последовал Google, а затем Samsung. Драйвером стало и развитие технологии виртуальных кредитных и дебетовых карт, которые, помимо прочего, повышают безопасность транзакций.

Инвестировать все же будут

Считается, что более 93% миллениалов не готовы к инвестированию, в том числе из-за отсутствия средств на услуги финансовых консультантов. Большую часть доходов поколения съедают повседневные траты — от аренды жилья до оплаты студенческих долгов. Однако технологические компании все равно предлагают им новые инструменты для инвестирования и находят отклик. Так, формировать пенсионные накопления миллениалы могут с помощью роботов, чьи услуги им по карману. Такой подход предлагает проект Betterment, по состоянию на март 2019 года крупнейший независимый сервис финансовых онлайн-консультаций в США с $16 млрд под управлением. Инструменты цифрового финансового планирования, а также альтернативные классы активов предлагает клиентам проект Wealthfront. А сервис Ellevest развивает услуги роботов-консультантов специально для женщин нового поколения. По оценкам экспертов, рынок цифровых консультаций к 2020 году может превысить триллион долларов.

Появились на новом рынке и сервисы для пассивного инвестирования. Запущенный в 2014 году сервис Acorns предназначен для студентов колледжей, он позволяет копить средства путем округления суммы покупок по кредитным картам, инвестируя сберегаемый остаток. На 2018 год у приложения было уже более 3,7 млн ​​пользователей, а также миллиард долларов в управлении. Благодаря новым решениям миллениалы постепенно подключаются и к активному инвестированию — например, вложиться в акции публичных компаний им предлагает площадка Robinhood, причем без комиссии. Еще в 2015 году 80% клиентской базы Robinhood составляли миллениалы в среднем 26 лет, а к 2019 году оценка компании достигла $7,6 млрд. Аналогичные услуги предлагает миллениалам компания M1 Finance, а также инвестиционная платформа Zecco (последняя даже предоставляет выбор управляемых портфелей и самостоятельную торговлю на фондовом рынке).

Автор: Ольга Блинова

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья