Редакция «Инвест-Форсайта» провела анализ: как часто жители России и других стран ищут в интернете различные министерства российского правительства. В качестве источника данных был использован сервис wordstat.yandex.ru, с помощью которого было подсчитано, как часто в поисковике Яндекса в течение 9 месяцев 2017 года упоминались названия тех или иных федеральных министерств.
Для подсчета были использованы официальные сокращенные названия ведомств с двумя вариантами написания страны, то есть, например, Министерство внутренних дел могло фигурировать в запросах как МВД России и как МВД РФ.
Результаты, которые представлены в таблице 1, свидетельствуют: упомянутое МВД является самым популярным федеральным министерством — на него приходится более 45% всех запросов в Яндексе в нынешнем году (общее количество запросов за 9 месяцев составило примерно 23,4 млн). Таким образом, статистика запросов вполне отражает структуру нашей социальной реальности, в которой силовики играют важнейшую роль. Органы госбезопасности, прокуратуры и следственного комитета статусом министерств не обладают, поэтому в наш рейтинг не попали, но можно предположить, что они тоже интересуют наших граждан.
На втором месте в рейтинге находится МЧС, на которое приходится около 15% запросов. Таким образом, вместе два силовых ведомства — МВД и МЧС — интересуют людей больше, чем все остальные российские министерства, вместе взятые.
На «втором этаже» по популярности находятся четыре министерства, имеющие важное значение в социальной жизни страны: Минздрав, Минфин, Минобрнауки и Минтруд. На каждое из этих правительственных учреждений приходится примерно по 4-5% от общей массы запросов. Отметим, что значительная часть запросов по этим ведомствам связана с поиском изданных ими документов — приказов и писем.
На последнем месте по популярности — сравнительно недавно созданные региональные министерства — Минвостокразвития и Минкавказ.
Запросы о федеральных министерствах в Яндексе за период январь—сентябрь 2017
В таблице 2 представлены данные по тем поисковым запросам, в которых, кроме названия министерства, также упомянуты слова «сайт» или «официальный сайт».
Запросы о сайтах федеральных министерств в Яндексе за период январь—сентябрь 2017
Таким образом, здесь мы видим, как люди ищут не просто какую-то информацию о ведомстве, но именно его сайт. Характер этих запросов отличается тем, что людям интересна не просто информация, связанная с министерством, не последствия его деятельности, не его местные органы, но само министерство как таковое, с расчетом обратиться к нему, узнать ответственных за соответствующие вопросы подразделения и т.д. В принципе, структура таблиц 1 и 2 почти не отличается друг от друга, за одним существенным исключением: очень популярен сайт Министерства обороны. Если в Таблице 1 военное ведомство находится на 10 месте, то сайт Минобороны оказался на третьем месте по популярности среди министерских сайтов. В значительной степени популярность сайта Минобороны объясняется поиском информации по военным санаториям и домам отдыха.
Наконец, в таблице 3 можно увидеть, какую долю в запросах о министерствах составляют запросы об их сайтах.
Доля запросов о сайтах в общем числе запросов о федеральных министерствах за январь—сентябрь 2017
Здесь мы можем видеть, что в отношении наименее популярных министерств людей больше всего интересуют именно их страницы в Интернете. Запросы о сайтах составляют более двух третей всех запросов в связи с «региональными» ведомствами — Минвостокразвития и Минкавказом. То есть эти министерства интересуют, в основном, «по делу»: в частности, в связи с имеющимися у них вакансиями.
Авторы: Сергей Никулин, Константин Фрумкин