Надо понимать, что задача недавних изменений в Градостроительном кодексе в отношении комплексного развития территорий (КРТ) состоит не в том, чтобы создавать более или менее комфортную среду. У новой главы 10 Градостроительного кодекса, полностью посвященной проблематике КРТ, более утилитарная задача — закрепить механизм, при котором государство может быстро вовлекать в процесс редевелопмента значительные по площади территории и комплексно их застраивать.
В основном это касается территорий, которые в настоящий момент либо не используются вообще, либо заняты явно устаревшими объектами (промзоны, жилье под снос и т.д. ). В контексте вовлечения новых объектов в редевелопмент закон скорее сужает, нежели расширяет возможности собственников и арендаторов недвижимости, расположенной на территориях, попавших в зону КРТ. Например, новое законодательство дает государству право в одностороннем порядке принимать решение о редевелопменте территорий.
Более того, закреплено право государства включать в массив объектов, подпадающих под режим КРТ, не только объекты, которые соответствуют критериям изъятия для целей КРТ (аварийное состояние, износ), но и, что называется, «нормальные» объекты недвижимости, оказавшиеся в границах одного элемента планировочной структуры (района, микрорайона, квартала) с объектами, подлежащими сносу в силу их состояния. При этом публичные слушания с участием граждан сохранены как явление, но они носят рекомендательный характер. Соответственно, если государство приняло решение о КРТ, собственникам и арендаторам скорее придется подчиниться.
Строго говоря, вопрос баланса между жильем и общественными пространствами в рамках такой комплексной застройки — предмет других разделов Градостроительного кодекса, а также генеральных планов городов и правил землепользования и застройки.
Пожалуй, единственным важным и позитивным с точки зрения интересов жителей нововведением главы 10 Градостроительного кодекса является норма, которой прямо закреплена обязанность девелоперов строить коммунальную, транспортную, социальную инфраструктуру проектов и бесплатно передавать соответствующие объекты в собственность городским властям.
Если по-простому — у девелоперов не будет возможности строить жилье без парковок, школ, дорог и т.д. Но, повторюсь, технические нормы, которыми регулируются вопросы соотношения жилья и инфраструктуры, законодательство о КРТ практически не затрагивает. Соответственно, мы не можем говорить о том, что новое законодательство каким-то образом улучшает или ухудшает положение граждан.