Menu
В мире, Стартапы

Мусорный ветер: стартапы решают проблему отходов

В течение десятилетий США, Канада и Европа отправляли 60-70% своего мусора на утилизацию и переработку в Китай. В 2017 году на заседании Всемирной торговой организации в Женеве Поднебесная объявила, что ограничит импорт некоторых видов вторсырья — смешанную бумагу и большинства пластмасс. Это решение заставило США и страны ЕС полностью пересмотреть систему вторичной переработки. «Мусорный» рынок привлек внимание не только госсектора — на нем резко выросло количество частных компаний. «Инвест-Форсайт» отобрал лучшие проекты, которые делают из отходов пищевые добавки, чистящие средства, заменитель сахара и резину.

Апельсиновое настроение

В голландском стартап-сообществе 25-летнего Ситце ван Стемпворта (Sytze van Stempvoort) называют «коллекционером кожуры XXI века». Но сооснователя компании по переработке апельсиновой кожуры PeelPioneers не обижает такое прозвище.

«Это сразу объясняет, что мы делаем, — добавляет он. — Мы превращаем вчерашнюю кожуру в продукты завтрашнего дня!»

Идея создания PeelPioneers пришла студенту химического факультета Амстердамского свободного университета во время стажировки в Англии. В 2012 году он участвовал в исследовании Orange Peel Exploitation Company по получению биопластика и биотоплива из кожуры цитрусовых.

«Апельсиновая кожура компостируется гораздо медленнее, чем другие органические отходы», — поясняет ван Стемпворт.

Получать биогаз путем сбраживания кожуры — тоже не лучшая идея. В случае утечки сильный апельсиновый аромат перебьет запах газа.

««Вымывание» цитрусового запаха возможно, но это очень дорогой и сложный процесс», — считает сооснователь PeelPioneers.

Остается третий и самый простой способ — мусоросжигательный завод.

«Это потеря ценного сырья! Только в Нидерландах выбрасывается 250 млн кг кожуры в год», — приводит данные он.

Стемпворт придумал, как заработать на апельсиновых отходах. Для начала изменить конечную цель переработки: вместо биотоплива получать сырье попроще — ингредиенты для изготовления ароматических масел, моющих средств и кормовых добавок для крупного рогатого скота. В 2017 году основатели венчурной компании Tekkoo Линди Хенсен (Lindy Hensen) и Бас ван Виринген (Bas van Wieringen) заинтересовались апельсиновым проектом. Они стали соучредителем PeelPioneers и принесли в стартап деньги, связи и опыт. Проект в размере €1 млн также поддержали BOM Brabant Ventures, фонд DOEN и банк ABN-AMRO. Инвестиции позволили компании менее чем за год пройти путь от испытательной установки в Роттердаме до запуска перерабатывающей линии на заводе в Соне.

Сейчас стартап обрабатывает до 40 тыс. кг кожуры в день. На выходе получается около 39,8 тонн целлюлозы и свыше 90 кг масла. В 2018 году первая партия продуктов PeelPioneers была распродана полностью. Ряды клиентов PeelPioneers пополнили производитель органического мыла Soop, клининговая компания Roosendaal, производитель товаров для дома Tristar и другие.

«Они намерены производить чистящие средства на основе наших масел. Только представьте: сначала супермаркет снабжает нас ненужной апельсиновой кожурой, а затем продает созданные на ее основе чистящие средства», — смеется Ситце ван Стемпворт.

Кофемания

В мире выпивается около 2,25 млрд чашек кофе в день. Свыше 6 млн тонн жмыха и кофейной гущи отправляется на свалку каждый год. Только в одной Великобритании кофейные отходы составляют более 500 тыс. тонн. В Шотландии эта цифра равна 40 тыс. тоннам. Выпускники университета Стратклайд Фергус Мур (Fergus Moore) и Скотт Кеннеди (Scott Kennedy) решили положить конец «катастрофической трате ресурсов». Во время учебы они подрабатывали бариста и были поражены, сколько «денег» выкидывается на свалку. В 2015 году партнеры поставили перед собой сложную задачу — разработать технологию переработки кофейных отходов в пальмовое масло.

«Сначала мы не знали, как решить эту проблему технологически», — признается Скотт Кеннеди.

«Но мы окружили себя невероятными советниками и наставниками, которые облегчили процесс», — добавляет Мур.

Сегодня стартап Revive Eco выпускает альтернативу пальмовому маслу. Этот экологически чистый продукт из кофейного жмыха, уверяют создатели проекта, можно использовать в приготовлении пищи, напитках, косметике и фармацевтике. За четыре года Revive Eco стал призером и финалистом десятков стартаперских конкурсов и премий в Европе. В 2019-м компания выиграла Chivas Venture с призовым фондом в $1 млн. Чуть ранее ее профинансировала в размере £235 тыс. агентство Zero Waste Scotland. Деньги основатели проекта вложили в запуск своего первого завода. Его мощности позволяют перерабатывать свыше 100 кг отходов в час. Но миссия шотландских предпринимателей простирается дальше родного дома. Фергус Мур и Скотт Кеннеди нацелились на Рим, Париж и Берлин.

«Туда, где больше всего пьют кофе», — заключают они.

Замена сахару

«У нашего заменителя сахара точно такой же вкус, как у обычного. Он низкокалорийный, защищает зубы от кариеса, идеален для диабетиков и совершенно натуральный», — 29-летний основатель мексиканского стартапа Xilinat Хавьер Ларрагойти (Javier Larragoiti) расписывает достоинства своего продукта.

Звучит убедительно, но точку в его монологе ставит беспроигрышная фраза:

«Мы сокращаем загрязнение окружающей среды, потому что используем в качестве сырья сельскохозяйственные отходы».

Социальная ориентированность бизнеса принесла Xilinat звание лучшей инновационной компании в Латинской Америке. Хавьер Ларрагойти бился над созданием ксилита, натурального заменителя сахара, с 18 лет. Его отцу поставили диагноз диабет. Соблюдать диету тот не хотел, заменять сахар на подсластители тоже. Ему не нравился их неприятный синтетический вкус. Попытки Хавьера разработать свою формулу заменителя сахара увенчались успехом в 2016 году. Тогда Ларрагойти получил степень магистра в области биохимической инженерии в Университетском колледже Лондона и вернулся домой, в Мехико. Изучив все виды предварительной обработки, используемые на биоперерабатывающих заводах, он решил делать ксилит из сельскохозяйственных отходов.

«Наш производственный процесс основан на биотехнологических методах. На предварительной стадии обработки мы получаем ксилозу, а затем используем ферментативный процесс для ее превращения в ксилит», — объясняет он.

В 2019 году стартап Xilinat выиграл $310 тыс. в конкурсе Chivas Venture.

«Этот момент был очень сладким на вкус!», — смеется основатель проекта.

Сейчас мексиканский заменитель сахара продается на веб-сайте компании по цене 200 песо ($10) за 454 г.

«Каждая проданная тонна принесет пользу как минимум 10 000 мексиканцев и улучшит жизнь 13 фермерских семей, у которых мы покупаем сельскохозяйственные отходы», — подчеркивает социальную миссию проекта Хавьер Ларрагойти.

Новые старые шины 

Простая рубашка, джинсы, минимум косметики и аккуратно подстриженные волосы — это повседневный образ основателя польского стартапа по переработке шин Syntoil Мартины Штаба (Martyna Sztaba). Утонченный внешний вид, искусствоведческое образование и предыдущий опыт работы (сначала она возглавляла издательство, затем управляла рестораном) плохо вяжется с переработкой резины и получением сажи. Но Мартина говорит, что любовь к стартапам у нее в крови. Дед Генрик Штаба был дизайнером мебели и работал на себя.

«Вся моя семья, родители и брат — тоже предприниматели. В других домах на Рождество люди поют колядки и говорят о политике, а мы обсуждаем, какие изменения нужно внести в бизнес», — рассказывает она.

В 2015 году девушка вышла из ресторанного бизнеса, решив заняться переработкой пластмассы. Дальше бизнес-плана дело не пошло — у технологии обнаружилось слишком много недостатков. Тогда она обратила внимание на утилизацию резины. В мире ежегодно образуется свыше 13 млн тонн изношенных шин, из них перерабатывается около 30%, остальные просто вывозятся на свалку или утилизируются нехитрым способом — сжигаются. Команда Мартины Штаба придумала, как дать им вторую жизнь с минимальным ущербом для окружающей среды.

«Наш метод восстанавливает использованные шины на 100%», — говорит стартапер.

Syntoil вовремя начал осваивать рынок переработки изношенных шин. В 2018 году он, по данным TNW, оценивался в $55 млн. К 2023 году у него есть все шансы вырасти до $491 млн. В переработке Syntoil, как и все игроки рынка, использует пиролиз (разложение органических природных соединений при недостатке кислорода). Это технология применяется в крупной промышленности с 1950 года. В чем инновационность польского проекта? Вместо распространенной периодической (или прерывистой) термической обработки Syntoil разработал непрерывный пиролиз.

«Сырье подается постоянно. Мы не открываем реакторы для его разгрузки или загрузки», — поясняет Мартина.

Одним из главных преимуществ своего проекта Штаба называет сокращение выбросов в атмосферу.

«Сажа, полученная методом Syntoil, дает на 500% меньше углекислого газа, чем тепловой метод, и на 200% меньше, чем печной метод. Это два самых популярных способа переработки изношенных шин», — добавляет основательница стартапа.

С 2015 года, по данным Crunchbase, Syntoil привлек €800 тыс. Компания продолжает искать инвестиции, чтобы в течение нескольких лет освоить мировой рынок переработки изношенных шин.

Автор: Ольга Гриневич

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья