Что происходит сейчас в наиболее пострадавших от пандемии секторах креативных индустрий? В чем должны состоять приоритеты государственной поддержки отрасли? Какие ее части имеют наибольший потенциал развития уже сегодня, а какие обладают потенциалом в будущем? Основной темой экспертной дискуссии «Будущее креативных индустрий в России», прошедшей в первый день Гайдаровского форума — 2021, стало обсуждение мер, необходимых для восстановления отрасли в постковидный период.
Участниками дискуссии стали министр культуры Российской Федерации Ольга Любимова, начальник Управления Президента России по общественным проектам Сергей Новиков, председатель правления Киностудии «Союзмультфильм», генеральный директор Киностудии имени М. Горького, председатель правления Ассоциации анимационного кино Юлиана Слащева, генеральный продюсер Yellow, Black and White, сооснователь видеосервиса START Эдуард Илоян, российский кинорежиссер, генеральный директор Творческо-производственного объединения «РОК» Алексей Учитель и основатель Центра современного искусства «Винзавод» Софья Троценко.
Объем мирового рынка креативных индустрий, по данным Юнеско, составляет 3% от мирового ВВП. В России рост в этой сфере последние два года достигал 10% ежегодно. Однако эта отрасль попала в число наиболее пострадавших от пандемии. Новые виды деятельности формируются на стыке креативных услуг, цифровых сервисов и высокотехнологической продукции. Москва и Санкт-Петербург успешно соревнуются с ведущими креативными столицами мира, такими как Лондон, Нью-Йорк, генерируя 9,5% и 7% ВРП соответственно (доля креативной индустрии Лондона 11,1%, Нью-Йорка — 13%). Однако в масштабах страны доля креативных индустрий в экономике остается невелика, в первую очередь из-за неочевидности объема самой отрасли, в которой переплетается кино и дизайн, музыка, IT, анимация и народные промыслы.
Практически все сегменты отрасли оказались под ударом во время пандемии, на помощь им пришло государство.
«Все выпадающие доходы российских музеев, российских театров, а вы понимаете, что это так или иначе связано с креативными индустриями, российских творческих коллективов, оркестров, хоров, далее, если мы перейдем к анимации и кино, были поддержаны», — рассказала министр культуры Ольга Любимова.
Она сообщила также, что выделенные средства не были секвестированы, «что сильно поддержало деятелей нашей культуры». Было выделено более 4,2 миллиарда рублей, которые не дали индустрии умереть.
Начальник Управления Президента России по общественным проектам Сергей Новиков так прокомментировал эту значительную сумму:
«Когда понадобились меры поддержки от государства в отрасли, было понятно, что Министерство культуры помогает учреждениям, которые являются подведомственными, которые объединены, как например, кинематографисты. В конце года удалось убедить, что нужно поддерживать и кинотеатры, и независимых кинопроизводителей. Они оказались в тяжелейшей ситуации».
Именно для этого недавно была создана межотраслевая рабочая группа по креативным индустриям.
«Мы сейчас по каждому направлению проводим свои рабочие встречи для того, чтобы уже предложить решения на эту большую рабочую группу, которую возглавляют первый заместитель главы Администрации Президента РФ Сергей Кириенко и вице-премьер Правительства РФ Дмитрий Чернышенко», – рассказал Новиков.
Министр культуры также сообщила, что «с этого года решением Президента появятся новые гранты, и это, конечно, тоже большая радость. Потому что лучшие сто педагогов детских школ искусств получат по пятьсот тысяч рублей уже в этом году. И пятьдесят лучших педагогов детских училищ и вузов получат по миллиону рублей по аналогии с “Учителем года”».
Сейчас Министерство культуры готовит концепцию развития креативных индустрий, первая версия которой появилась в конце 2020 года, и над этим документом еще будет много работы, в том числе с представителями отрасли. Их ожидания выразила председатель правления Киностудии «Союзмультфильм», генеральный директор Киностудии имени М. Горького, председатель правления Ассоциации анимационного кино Юлиана Слащева:
«Эта концепция ляжет в основу законопроекта, который должен быть принят в 2022 году. И мы надеемся, что это поставит точку вокруг многочисленных дискуссий с идентификацией того, что относится, а что не относится к креативным индустриям».