Минприроды предложило ввести запрет на продажу товаров, не внесенных в реестр для учета отходов. Реестр нужен для того, чтобы достичь полной переработки отходов и максимального их возврата в производство.
Сотни тысяч литров опасного электролита сливается в землю!
Казалось бы, на создание перерабатывающей инфраструктуры должны направляться средства экологического сбора. Об этом говорится и в нацпроекте «Экология». В прошлом году с бизнеса за год в федеральный бюджет было собрано около 4 млрд рублей сбора. Но в Татарстан, к примеру, вернулось всего 10 млн рублей — это стоимость одной квартиры, но никак не завода по переработке.
Тем временем, по сведениям Росприроднадзора, в России сегодня — 4,8 тысяч свалок, которые занимают 4 миллиона гектаров, что равно площади Нидерландов или Швейцарии! Ежегодно в землю сливаются сотни тысяч литров опасного электролита с содержанием серной кислоты. А это уже экологическая катастрофа! Виной тому — отработанные автомобильные аккумуляторы, которые выбрасываются на свалку или разбираются на сером рынке недобросовестными дельцами. Они работают без лицензии и наплевательски относятся к экологической ситуации в стране, своем регионе.
По нормативам, установленным природоохранным законодательством России, сбор отходов автомобильных аккумуляторов требуется производить отдельно от прочего вторичного сырья. Храниться они должны в специально отведенном месте, так как отработанные свинцово-кислотные аккумуляторные батареи представляют собой отходы II класса опасности. В них содержатся тяжелые металлы, кислоты и щелочи. Попадая в окружающую среду, они наносят прямой вред экологической обстановке и здоровью людей.
Свинец, из которого на 70% состоит батарея, способен накапливаться в живых организмах, способствуя разрушению костей и различным серьезным заболеваниям. Другой опасный элемент — электролит с серной кислотой, его содержание в АКБ — 20%. Это ядовитое вещество, вызывающее ожоги кожи, дыхательных путей и слизистых оболочек.
Более 50% отработанных аккумуляторов собирают «теневики»
В стране более 50% отработанных аккумуляторов собирают «теневые структуры». Кислота и щелочь варварски сливаются в землю (отработанная батарея без электролита стоит дороже), убивая плодородную почву на десятки лет. Масштабы незаконной деятельности огромны, если учесть, что в стране, по официальным данным, зарегистрировано около 60 миллионов автомобилей (средний срок службы автомобильного аккумулятора — 3 года, дешевые АКБ эксплуатируются год).
Нелегальные сборщики не платят налоги, не заботятся о безопасности работников, которые контактируют с опасными отходами, работают с налом и являются базой для криминальных и коррупционных схем по экспорту свинца.
Сегодня переработанный свинец из отработанных автомобильных аккумуляторов вывозится из страны без таможенной пошлины. Объем рынка вторичного свинца в России составляет 200 тыс. тонн, из них 10% экспортируется за рубеж, то есть сырье продолжает вымываться из страны и возвращаться к нам в виде готовой продукции. При этом в России этот металл практически не добывается. Свинец для новых аккумуляторов на 70–90% в нашей стране и на 40–85% в мире берется из вторичного сырья.
Считаю, что необходимо жестко пресекать нелегальный сбор, варварскую переработку АКБ и регулировать экспорт свинца, который нужен российской промышленности для выпуска конкурентоспособной по цене продукции в рамках программы импортозамещения.
В России есть и примеры цивилизованного обращения с опасными отходами. Например, правительство Татарстана подписало Соглашение с Федеральным экологическим оператором в части создания условий по безопасному обращению с отходами I и II класса опасности и ликвидации накопленного экологического вреда на территории республики. Планируется, что в каждом регионе будут создаваться собственные операторы, которые станут отвечать за оборот различных отходов на вверенной территории. Главная задача проекта — не допустить попадания вредных веществ на обычные свалки, которые будут отравлять окружающую среду. Вместо этого предполагается, что все они будут перерабатываться с максимальным извлечением вторсырья. А вторичная переработка АКБ снизит необходимость в дорогостоящей разработке новых месторождений свинца.
Для этого в Татарстане, например, уже стартовал пилотный проект «ЭкоСфера» — сеть специализированных пунктов приема отработанных аккумуляторных батарей всех типов. Но в масштабах страны — капля в море! Система сбора и переработки отработанных аккумуляторов должна внедряться повсеместно, если мы хотим построить циркулярную экономику. Тогда каждый аккумулятор будет отслеживаться на всех этапах с момента продажи, сдачи в пункт приемки, переработки, производства нового сырья из вторичного.
Аккумуляторы по купонам
- Необходим строгий учет аккумуляторных батарей
Для покупателей нужна система стимулирования и штрафов, чтобы они были заинтересованы в работе с «белыми» игроками рынка. В Китае, к примеру, уже введена жесткая система маркировки и отслеживания АКБ. Но самые действенные экологические нормы и правила работают в Евросоюзе. Так, в Германии все аккумуляторы уже давно маркированы и находятся на учете с момента производства и до конца срока его эксплуатации конечным потребителем. Когда человек приобретает автомобиль с АКБ или просто батарею, ему выдается купон, подтверждающий законное приобретение товара. Этот же купон дает право на замену батареи в случае неисправности на самом заводе, в автосервисе либо магазине и предусматривает последующую приличную скидку при покупке новой батареи. За попадание аккумулятора на свалку бывшему владельцу грозит крупный штраф. Подобные требования начинают действовать и в других странах ЕС.
- Нужна господдержка компаний, перерабатывающих батареи
В Европе есть специальные программы по поддержке компаний — переработчиков АКБ: вплоть до того, что такие заводы строятся на госсубсидии, а затем отдаются в управление бизнес-структурам. Считаю, в России должна быть разработана федеральная программа по сбору и утилизации АКБ, согласно которой предприятия, работающие в данном «зеленом направлении», будут поддержаны в части налоговых льгот или получения субсидий на осуществление такой деятельности. Чтобы система по сбору, переработке и утилизации заработала эффективно, ее надо закольцевать на самих предприятиях-производителях. Поскольку они — самые заинтересованные субъекты в прозрачной схеме обращения АКБ и в циркулярной экономике. Немаловажно, что у таких компаний уже есть налаженные система распространения батарей: та же дилерская сеть может собирать отработанные аккумуляторы.
Сейчас в кабмине на рассмотрении находится законопроект о вторичных материальных ресурсах (поправки в федеральный закон «Об отходах производства и потребления»). В документе предусматриваются разработка и утверждение инвестиционной программы федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности. Компании, использующие вторичное сырье для выпуска продукции, смогут получить налоговые льготы, субсидии, доступ к льготному кредитованию и лизингу. Хочется верить, что принятие инициативы не отложат в долгий ящик.