ENG

Перейти в Дзен
Мнение, Технологии, Это интересно

На пороге новой экологической катастрофы

Олег Коробченко

Олег Коробченко

Генеральный директор группы компаний «Кориб», учредитель Елабужского аккумуляторного завода, депутат Госсовета Республики Татарстан от Партии Роста

Минприроды предложило ввести запрет на продажу товаров, не внесенных в реестр для учета отходов. Реестр нужен для того, чтобы достичь полной переработки отходов и максимального их возврата в производство.

Сотни тысяч литров опасного электролита сливается в землю!

Казалось бы, на создание перерабатывающей инфраструктуры должны направляться средства экологического сбора. Об этом говорится и в нацпроекте «Экология». В прошлом году с бизнеса за год в федеральный бюджет было собрано около 4 млрд рублей сбора. Но в Татарстан, к примеру, вернулось всего 10 млн рублей — это стоимость одной квартиры, но никак не завода по переработке.

Тем временем, по сведениям Росприроднадзора, в России сегодня — 4,8 тысяч свалок, которые занимают 4 миллиона гектаров, что равно площади Нидерландов или Швейцарии! Ежегодно в землю сливаются сотни тысяч литров опасного электролита с содержанием серной кислоты. А это уже экологическая катастрофа! Виной тому — отработанные автомобильные аккумуляторы, которые выбрасываются на свалку или разбираются на сером рынке недобросовестными дельцами. Они работают без лицензии и наплевательски относятся к экологической ситуации в стране, своем регионе.

По нормативам, установленным природоохранным законодательством России, сбор отходов автомобильных аккумуляторов требуется производить отдельно от прочего вторичного сырья. Храниться они должны в специально отведенном месте, так как отработанные свинцово-кислотные аккумуляторные батареи представляют собой отходы II класса опасности. В них содержатся тяжелые металлы, кислоты и щелочи. Попадая в окружающую среду, они наносят прямой вред экологической обстановке и здоровью людей.

Свинец, из которого на 70% состоит батарея, способен накапливаться в живых организмах, способствуя разрушению костей и различным серьезным заболеваниям. Другой опасный элемент — электролит с серной кислотой, его содержание в АКБ — 20%. Это ядовитое вещество, вызывающее ожоги кожи, дыхательных путей и слизистых оболочек.

Более 50% отработанных аккумуляторов собирают «теневики»

В стране более 50% отработанных аккумуляторов собирают «теневые структуры». Кислота и щелочь варварски сливаются в землю (отработанная батарея без электролита стоит дороже), убивая плодородную почву на десятки лет. Масштабы незаконной деятельности огромны, если учесть, что в стране, по официальным данным, зарегистрировано около 60 миллионов автомобилей (средний срок службы автомобильного аккумулятора — 3 года, дешевые АКБ эксплуатируются год).

Нелегальные сборщики не платят налоги, не заботятся о безопасности работников, которые контактируют с опасными отходами, работают с налом и являются базой для криминальных и коррупционных схем по экспорту свинца.

Сегодня переработанный свинец из отработанных автомобильных аккумуляторов вывозится из страны без таможенной пошлины. Объем рынка вторичного свинца в России составляет 200 тыс. тонн, из них 10% экспортируется за рубеж, то есть сырье продолжает вымываться из страны и возвращаться к нам в виде готовой продукции. При этом в России этот металл практически не добывается. Свинец для новых аккумуляторов на 70–90% в нашей стране и на 40–85% в мире берется из вторичного сырья.

Считаю, что необходимо жестко пресекать нелегальный сбор, варварскую переработку АКБ и регулировать экспорт свинца, который нужен российской промышленности для выпуска конкурентоспособной по цене продукции в рамках программы импортозамещения.

В России есть и примеры цивилизованного обращения с опасными отходами. Например, правительство Татарстана подписало Соглашение с Федеральным экологическим оператором в части создания условий по безопасному обращению с отходами I и II класса опасности и ликвидации накопленного экологического вреда на территории республики. Планируется, что в каждом регионе будут создаваться собственные операторы, которые станут отвечать за оборот различных отходов на вверенной территории. Главная задача проекта — не допустить попадания вредных веществ на обычные свалки, которые будут отравлять окружающую среду. Вместо этого предполагается, что все они будут перерабатываться с максимальным извлечением вторсырья. А вторичная переработка АКБ снизит необходимость в дорогостоящей разработке новых месторождений свинца.

Для этого в Татарстане, например, уже стартовал пилотный проект «ЭкоСфера» — сеть специализированных пунктов приема отработанных аккумуляторных батарей всех типов. Но в масштабах страны — капля в море! Система сбора и переработки отработанных аккумуляторов должна внедряться повсеместно, если мы хотим построить циркулярную экономику. Тогда каждый аккумулятор будет отслеживаться на всех этапах с момента продажи, сдачи в пункт приемки, переработки, производства нового сырья из вторичного.

Аккумуляторы по купонам

  • Необходим строгий учет аккумуляторных батарей

Для покупателей нужна система стимулирования и штрафов, чтобы они были заинтересованы в работе с «белыми» игроками рынка. В Китае, к примеру, уже введена жесткая система маркировки и отслеживания АКБ. Но самые действенные экологические нормы и правила работают в Евросоюзе. Так, в Германии все аккумуляторы уже давно маркированы и находятся на учете с момента производства и до конца срока его эксплуатации конечным потребителем. Когда человек приобретает автомобиль с АКБ или просто батарею, ему выдается купон, подтверждающий законное приобретение товара. Этот же купон дает право на замену батареи в случае неисправности на самом заводе, в автосервисе либо магазине и предусматривает последующую приличную скидку при покупке новой батареи. За попадание аккумулятора на свалку бывшему владельцу грозит крупный штраф. Подобные требования начинают действовать и в других странах ЕС.

  • Нужна господдержка компаний, перерабатывающих батареи

В Европе есть специальные программы по поддержке компаний — переработчиков АКБ: вплоть до того, что такие заводы строятся на госсубсидии, а затем отдаются в управление бизнес-структурам. Считаю, в России должна быть разработана федеральная программа по сбору и утилизации АКБ, согласно которой предприятия, работающие в данном «зеленом направлении», будут поддержаны в части налоговых льгот или получения субсидий на осуществление такой деятельности. Чтобы система по сбору, переработке и утилизации заработала эффективно, ее надо закольцевать на самих предприятиях-производителях. Поскольку они — самые заинтересованные субъекты в прозрачной схеме обращения АКБ и в циркулярной экономике. Немаловажно, что у таких компаний уже есть налаженные система распространения батарей: та же дилерская сеть может собирать отработанные аккумуляторы.

Сейчас в кабмине на рассмотрении находится законопроект о вторичных материальных ресурсах (поправки в федеральный закон «Об отходах производства и потребления»). В документе предусматриваются разработка и утверждение инвестиционной программы федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности. Компании, использующие вторичное сырье для выпуска продукции, смогут получить налоговые льготы, субсидии, доступ к льготному кредитованию и лизингу. Хочется верить, что принятие инициативы не отложат в долгий ящик.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья