• Подписывайтесь на  E-mail рассылку

ENG
Generic selectors
Exact matches only
Поиск по заголовкам
Поиск по содержимому
Search in posts
Search in pages
Интервью, Технологии

На пороге – «умный ритейл»

Новые технологии затрагивают не только интернет-торговлю, но и «обычный» ритейл. О важнейших направлениях технологического развития розницы «Инвест-Форсайт» беседует с руководителем направления «Стратегии и инновации» дирекции ИТ X5 Retail Group Виталием Порубовым.

Вывеска супермаркета «Перекресток», входящего в X5 Retail Group. Наталья Селиверстова / РИА Новости

– Какие вы сейчас наиболее интересные проекты пилотируете?

– Я, скорее, могу сказать о стримах (направлениях – ред.). Инновации есть и в логистике, и в операциях, и в маркетинге. Наверное, сейчас у меня основной упор на магазины, потому что у нас 13 тысяч магазинов, и улучшения в магазинах дают максимальный эффект для всей сети. Если говорить о магазине, я выделяю там шесть основных стримов. Первый стрим – все, что касается customers journey: изменения впечатления покупателя от посещения магазина, то есть это сценарий самообслуживания, сценарий сокращения очередей и так далее. Вторая тема – то, что касается персонализации, то есть это различные методы идентификации человека. Мы должны своего покупателя узнать, когда он находится рядом с магазином, на входе в магазин, внутри магазина, на кассе, на выходе из магазина. Мы должны уметь ему обеспечить какую-то коммуникацию, какое-то персональное предложение в этих точках. Третий стрим – все, что касается товара на полке: зонирование, контроль доступности товара на полке, сроки годности и так далее. Четвертый стрим – все, что касается операций, то есть повышение эффективности операций внутри самого магазина и мобильность персонала. Пятый стрим – все, что касается IoT, то есть концепция «умного магазина»: мониторинг оборудования, энергоэффективность, объективный анализ возможных поломок оборудования. И шестой стрим – IT-архитектура и инфраструктура, потому что многие технологии, о которых я говорил, очень сильно влияют на каналы связи и инфраструктуру, установленную в магазине.

– Мне лично особенно интересно, какими способами можно добиться персонификации именно внутри оффлайн-магазина, когда вы имеете дело с большим потоком покупателей, с очередями, внутри которых все люди, казалось бы, одинаковые.

– Когда человек заходит в магазин, мы можем его узнать по beacon (маяку –  ред.), по Bluetooth, мы можем его узнать по Wi-Fi, мы можем его узнать по номеру мобильного телефона, хотя это сложная тема, потому что для его использования есть много правовых вопросов, которые мы сейчас прорабатываем. Если смотреть на другие страны, это достаточно активно используется. Второе: у покупателей есть карты лояльности, есть телефон с установленным приложением «Перекрестки» или «Пятерочки». Соответственно, по геопозиции мы можем понять, что человек к нам вошел. Это список способов, как можно клиента идентифицировать.

– Но что можно сделать, даже идентифицировав покупателя? Вы же не будете под него перекладывать товары на полках?

– Мы можем дать ему какое-то предложение, которое, например, действует для него сейчас, в ближайшие 10-20 минут в магазине.

– Предложение придет ему смс-кой?

– Или пушем, или смской, или мы можем показать его на экране. Например, сейчас есть пилот по умным прайсчекерам (устройство, предоставляющее информацию о товаре – ред.). Это сканеры, к которым подносишь товар, и те говорят, что товар стоит столько-то. Есть пилотный проект, который меняет эти прайсчекеры на десятидюймовые, больших размеров, с помощью которых можно не только проверять товар: человек может авторизоваться и, например, в рамках программы повышения лояльности получить какое-то предложение с учетом его предпочтений. Или посмотреть какие-то рецепты, отзывы, еще что-то. Все это, соответственно, инструменты для коммуникаций.

– Сейчас ритейл, во всяком случае в крупном городе, имеет репутацию одного из главных потребителей низкоквалифицированной рабочей силы, мигрантов и так далее. Как движется автоматизация склада и мерчендайзинга?

– Здесь остаются ручные операции. Есть, конечно, идея придумать робота, который будет ездить и раскладывать товар на полки, но пока это не удается. При этом на такие операции приходятся самые существенные по времени объемы работ персонала.

– Пилотируются ли какие-то сценарии работы без кассира?

– Да: и в «Пятерочке», и в «Перекрестке», и в «Карусели» есть пилоты с кассами самообслуживания. Есть пилоты с терминалами, когда человек может взять ТСД (терминал сбора данных), пойти набрать свою корзину и на кассе самообслуживания рассчитываться. Есть пилоты по mobile scanning и mobile checkout, когда можно использовать собственный телефон для наполнения корзины и потом или с его помощью рассчитаться на кассе, или прямо с телефона заплатить и пойти.

– А есть ли у вас магазин, который можно назвать «магазин будущего», где можно сразу видеть большое число пилотируемых инноваций вместе?

– Не могу сказать – это будет известно чуть позже.

Беседовал Константин Фрумкин

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»