ENG

Перейти в Дзен
Стартапы

Накачать пресс по интернету

Онлайн-сервисы растут, как грибы в августе. Сегодня через интернет можно осуществлять покупки, заказывать ресторанную еду, вызывать такси, смотреть кино, учить иностранные языки… Занимаясь английским по скайпу, предприниматель Максим Пранов подумал: здорово и спортивные тренировки перенести в онлайн. Готовых продуктов для удаленных тренировок на рынке не нашел, поэтому за разработку взялся сам — привлек партнеров, нашел команду. В течение месяца запустили тренировки по скайпу, а через месяц перешли на свою платформу — так появился онлайн фитнес-центр ZoomClass. Экономические условия для нового проекта кажутся благоприятными: индустрия фитнеса с каждым годом растет. Сейчас statista.com оценивает российский рынок фитнеса в $130 млн с перспективами роста более чем на треть в ближайшие три года. Хотя амбиции у стартапа глобальные: везде имеются люди, у которых есть ноутбук или планшет с видеокамерой и желание стать красивее и здоровее, не прилагая больших усилий. 

Тренироваться, не отходя от экрана

ZoomClass — это проект удаленных тренировок под присмотром тренера. Оригинальность идеи, по словам основателей, состоит в сохранении прямой связи с наставником и контроле с его стороны за исполнением упражнений с помощью видеокамер.

«Этот формат позволяет заниматься фитнесом и йогой в любое время и в любом удобном месте, — говорит Максим Пранов. — Клиенты приходят к нам за решением проблем: похудеть, снять стресс или избавиться от болей в спине, связанных с сидячим образом жизни. Мы предлагаем им решение — тренер мало того что следит за клиентом и не дает халтурить, но и поправляет технику. Он же отвечает на вопросы по спортивным целям, помогает составить план действий для достижения результатов, также тренеры часто консультируют клиента по питанию для достижения лучшего эффекта от занятий». 

Сами тренировки проходят в реальном времени в видеочате. Это, по словам основателя, позволяет добиться эффекта присутствия в зале. Некоторые клиенты ставят себе две камеры, чтобы тренер видел их с двух ракурсов и мог оценить правильность выполнения упражнения. Помимо персональных тренировок, есть занятия в небольших группах — до 10 человек.

У пользователей сервиса есть возможность выбора тренера по гендерному признаку, возрасту, специализации, опыту работы.

«Для участия в проекте отбор тренеров проводим по ряду параметров: спортивная и тренерская карьера, софт скиллс. После собеседования, но перед приемом на работу, проводится обязательное итоговое тестирование, — рассказывает Максим Пранов. — Если по всем трем критериям “ок” — берем в штаб. У нас жесткие требования по каждому из параметров, но мы рады, что и достойных кандидатов достаточно».

Интересно, что для поддержания корпоративной культуры все члены команды, где бы они ни находились, каждый день в 7:30 выходят на пробежку, так как поддерживают онлайн-связь. Сегодня вместе с ZoomClass работают 50 человек, преимущественно из Санкт-Петербурга, Москвы и Казани. Есть сотрудники на Дальнем Востоке и в Европе.

Клиент из Instagram

Когда тренерское ядро было сформировано, приступили к поиску и привлечению клиентов. За месяц их стало более 500.

«Для нас стало большим откровением, что значительную часть пользователей нашего сервиса составляют молодые мамы, которые смогли возобновить свою спортивную жизнь, занимаясь дома», — рассказывает о проекте Максим Пранов.

Проблема, с которой столкнулись, составляя расписания занятий, — временная разница. Клиенты у стартапа есть почти во всех российских регионах, а наставники находятся преимущественно в Санкт-Петербурге и Москве, но пока даже с Владивостоком справились.

Основной поток клиентов приводят блогеры из Instagram. Так как обычные посты-рекомендации стали работать гораздо слабее, стартап вступает в различные коллаборации, например интегрируется в марафоны похудения вместе с нутрициологами.

«Безусловно, в лидерах сейчас услуга по фитнесу. Чтобы раскачать йогу, например, мы запускаем марафон по полной перезагрузке организма с детокс-консультантом Светланой Володиной. После марафона аудитория более заряжена на работу и тренировки, поэтому лучше конвертируются в продажи», — считает Максим Пранов. 

Сейчас число клиентов онлайн-фитнес клуба превысило 500, география — от Владивостока до Калининграда, но основатели стартапа не планируют на этом останавливаться. В планах — до конца года занять 20% рынка онлайн-фитнеса России. Параллельно с этим ZoomClass выходит на рынок Европы, начав с аудитории русскоязычных европейских жителей. Первым покорили Дублин.

Для уменьшения операционных издержек ZoomClass планирует разработать свою платформу для проведения онлайн-занятий. Инвестиции в проект составили 1,5 миллиона рублей, создатели планируют выйти на самоокупаемость в течение года. Зарабатывать планируют за счет продажи месячных абонементов на групповые занятия и реализации персональных онлайн-тренировок, которые продаются пакетами от четырех занятий (стоимость одного занятия от 250 рублей).

Технологии и клиент — в процессе созревания

Многие спортивные и танцевальные студии запускают онлайн-курсы. Их распространению помогает растущая популярность онлайн-образования в целом. Этот формат приближается к классическому — в нем есть видеоуроки, живой преподаватель, выставляющий оценки и отправляющий фидбек, и даже домашние задания.

«С любого девайса наши ученики могут посмотреть видеоурок с разбором движений, отработать их, заснять себя на мобильный телефон и отправить тренеру для оценки правильности выполнения и обратной связи», — говорит директор по развитию бизнеса международной школы танцев «Касабланка» Леонид Лабун

Несколько дней назад «Касабланка» набрали три первых онлайн-курса — занятия шпагатом, тверком и шафл денсом.

«Желающих нашли быстро, сейчас отрабатываем взаимодействие с аудиторием и методы удержания клиента», — делится Леонид Лабун.

Он напоминает, что онлайн-история имеет важные преимущества перед офлайн-занятиями, так как она легко масштабируется; в офлайне же рост числа учеников влечет большие капитальные затраты — на открытие новых школ, покупку оборудования, наем тренеров. У онлайн-курсов, по мнению Леонида Лабуна, есть проблемы с продуктом — пока не придумано эффективных мотивационных инструментов, работающих удаленно.

Спрос на онлайн-тренировки однозначно есть — уверена Самира Мустафаева, мастер спорта по художественной гимнастике, чемпионка России и мира, основательница и идейный вдохновитель сети студий растяжки «SM Stretching».

«Благодаря моде на ЗОЖ онлайн-занятия фитнесом очень востребованы, — отмечает спортсменка. — Когда ты живёшь в мегаполисе или просто крупном городе, на путь от точки А к точке Б можно потратить гораздо больше времени, чем на само занятие. Вопрос лишь в том, насколько полезную информацию содержат онлайн-тренировки, потому что по причине отсутствия полноценных и проверенных видеоуроков люди вынуждены прибегать к просмотру Instagram-аккаунтов фитнес-блогеров. А они далеко не всегда дают дельные рекомендации и выполняют упражнения в правильной технике, что может оказать негативное влияние на здоровье». 

Следуя за запросами аудитории, после открытия 4-й студии «SM Stretching» и поездки в фитнес-тур в Ниццу, компания готовится к запуску онлайн-курса. По словам Самиры Мустафаевой, все уроки уже отсняты и протестированы. Сложнее всего в создании программы таких видеоуроков дать понятное объяснения техники выполнения упражнений, так как если ученик не смог повторить действия тренера, то всё это не имеет никакого смысла.

«Основная трудность заключается в непонимании клиентом, как выполнять то или иное упражнение, какой вес снаряда необходимо использовать при выполнении упражнений. Невозможность контроля пульсовых зон в частности и состояния здоровья клиента в целом при онлайн-тренировках — важнейший фактор, влияющий на результат», — согласен и фитнес-консультант NL International Александр Филимонов.

Он считает, что онлайн-тренинг подходит для людей, у которых уже имеется значительный опыт в фитнесе и самомотивация, потому что ни одна современная технология не заменит наставника, который в каждый момент времени может скорректировать клиента и замотивировать на достижение результата и поставленных целей. Растущую популярность онлайн-тренингов Александр Филимонов связывает с тремя факторами. Во-первых, те стоят дешевле персональных занятий в зале. Во-вторых, не всегда просто найти желаемого тренера в том месте, где находишься, например в небольшом городке или во время командировки и отпуска. Кроме того, такой формат востребован не новичками, которые нуждаются в советах профессионалов по питанию и составлению методически правильной программы тренировок.

Генеральный директор онлайн-платформы Onefit.ru Мария Лифарь говорит о неготовности рынка к онлайн-занятиям и не видит причин для взрывного роста индустрии в ближайшие три года.

«Наши люди любят, чтобы с ними занимались, чтобы их подталкивали, а онлайн-тренировки требуют достаточно высокой самоорганизации, чего у наших потребителей нет в привычке, — говорит Мария Лифарь. — Интересно посмотреть на развитие продуктов и сервисов в сфере фитнеса, которые будут использовать технологию виртуальной реальности — когда человек выполняет какие-то упражнения, а сервис анализирует его движения — правильно ли он делает. И голосовой помощник дает рекомендации в режиме онлайн, например выше поднять руку или ногу или правильно встать. Такой продукт может сделать революцию на рынке». 

Автор: Анна Орешкина

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья