Эксперты озвучили диапазоны цен от организаторов размещения IPO Ozon.
Как сообщает Forbes со ссылкой на собственный источник, Sber CIB оценивает компанию для размещения в $4–8,5 млрд, «ВТБ Капитал» — в $4,7–7,1 млрд, а Goldman Sachs называет диапазон в $6–12 млрд. По данным издания, в ходе IPO компания при успешном размещении может привлечь от $750 млн. Сам эмитент озвучивает намерение при размещении 10% акций получить $750 млн, что дает оценку в $7,5 млрд.
Насколько такие оценки справедливы и что это может дать АФК «Система» — акционеру Ozon? GMV (Gross Merchandise Value), то есть суммарная стоимость всех товаров или услуг, которые были проданы на маркетплейсе Ozon, на конец 2019 года составлял $1 млрд. Исходя из этого, оценка компании в 4–12 раз больше, чем GMV, на первый взгляд кажется завышенной.
Поэтому стоит взглянуть на аналоги, самым известным из которых можно назвать американский Amazon, капитализация которого достигла уже более $1,5 трлн. GMV компании в прошлом году составила $335 млрд, что дает оценку в 4,6 от GMV. При этом надо учитывать, что Amazon уже трудно наращивать объем GMV, и темп роста более 20%, который он покажет за 2020 год, скорее можно отнести к исключению, связанному с периодом коронавируса и повышением спроса потребителей на онлайн-торговлю.
У Ozon темпы роста GMV принципиально другие: в 2018 году они достигали 78%, в 2019‑м — 92%. В 2020 году, судя по отчетности за первое полугодие 2020 года, они могут быть и более 120%. При таких темпах роста в 2021 году вполне реально ожидать GMV Ozon более $3 млрд; тогда намерение компании привлечь $750 млн от IPO при оценке в $7,5 млрд выглядит уже вполне реальным.
IPO будет проходить на американской бирже NASDAQ, где инвесторы могут по достоинству оценить темпы роста Ozon. Но сравнивать его будут, скорее всего, не с американским Amazon, а с польским маркетплейсом Allegro, недавно успешно разместившимся на IPO. Его текущая капитализация составляет $21 млрд при GMV за 2019 год в $6 млрд, что дает оценку в 3,56 от GMV. Но, опять же, бизнес Allegro довольно зрелый, его темпы роста GMV гораздо хуже, чем у Ozon. В 2018 году — на 14%, в 2019‑м — на 25%. В 2020 году, судя по отчетности, они составят более 40%. Получается, Ozon в последние годы по темпам роста обгоняет как Amazon, так и Allegro в среднем более чем в 3 раза.
В итоге несмотря на то, что все маркетплейсы в связи с коронавирусом резко увеличили обороты и покажут рекордные для себя темпы прироста GMV за 2020 год, если смотреть на перспективу, максимальная оценка OZON от Goldman Sachs в $12 млрд кажется завышенной. Однако и она может быть реализована на эйфории после волны отчетностей публичных маркетплейсов за 9 месяцев 2020 года и за весь 2020 год. Но если говорить о цене IPO, которое пройдет в ближайшее время, то стоит рассчитывать на более консервативную оценку в $7,5 млрд, которую ожидает и эмитент.