ENG
Инвестиции, Мнение

Насколько справедлива оценка Ozon перед IPO?

Артем Тузов

Артем Тузов

Исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК «Универ Капитал»

Эксперты озвучили диапазоны цен от организаторов размещения IPO Ozon.

Фото: ozon.ru
Фото: ozon.ru

Как сообщает Forbes со ссылкой на собственный источник, Sber CIB оценивает компанию для размещения в $4–8,5 млрд, «ВТБ Капитал» — в $4,7–7,1 млрд, а Goldman Sachs называет диапазон в $6–12 млрд. По данным издания, в ходе IPO компания при успешном размещении может привлечь от $750 млн. Сам эмитент озвучивает намерение при размещении 10% акций получить $750 млн, что дает оценку в $7,5 млрд.

Насколько такие оценки справедливы и что это может дать АФК «Система» — акционеру Ozon? GMV (Gross Merchandise Value), то есть суммарная стоимость всех товаров или услуг, которые были проданы на маркетплейсе Ozon, на конец 2019 года составлял $1 млрд. Исходя из этого, оценка компании в 4–12 раз больше, чем GMV, на первый взгляд кажется завышенной.

Поэтому стоит взглянуть на аналоги, самым известным из которых можно назвать американский Amazon, капитализация которого достигла уже более $1,5 трлн. GMV компании в прошлом году составила $335 млрд, что дает оценку в 4,6 от GMV. При этом надо учитывать, что Amazon уже трудно наращивать объем GMV, и темп роста более 20%, который он покажет за 2020 год, скорее можно отнести к исключению, связанному с периодом коронавируса и повышением спроса потребителей на онлайн-торговлю.

У Ozon темпы роста GMV принципиально другие: в 2018 году они достигали 78%, в 2019‑м — 92%. В 2020 году, судя по отчетности за первое полугодие 2020 года, они могут быть и более 120%. При таких темпах роста в 2021 году вполне реально ожидать GMV Ozon более $3 млрд; тогда намерение компании привлечь $750 млн от IPO при оценке в $7,5 млрд выглядит уже вполне реальным.

IPO будет проходить на американской бирже NASDAQ, где инвесторы могут по достоинству оценить темпы роста Ozon. Но сравнивать его будут, скорее всего, не с американским Amazon, а с польским маркетплейсом Allegro, недавно успешно разместившимся на IPO. Его текущая капитализация составляет $21 млрд при GMV за 2019 год в $6 млрд, что дает оценку в 3,56 от GMV. Но, опять же, бизнес Allegro довольно зрелый, его темпы роста GMV гораздо хуже, чем у Ozon. В 2018 году — на 14%, в 2019‑м — на 25%. В 2020 году, судя по отчетности, они составят более 40%. Получается, Ozon в последние годы по темпам роста обгоняет как Amazon, так и Allegro в среднем более чем в 3 раза.

В итоге несмотря на то, что все маркетплейсы в связи с коронавирусом резко увеличили обороты и покажут рекордные для себя темпы прироста GMV за 2020 год, если смотреть на перспективу, максимальная оценка OZON от Goldman Sachs в $12 млрд кажется завышенной. Однако и она может быть реализована на эйфории после волны отчетностей публичных маркетплейсов за 9 месяцев 2020 года и за весь 2020 год. Но если говорить о цене IPO, которое пройдет в ближайшее время, то стоит рассчитывать на более консервативную оценку в $7,5 млрд, которую ожидает и эмитент.

Вам понравился этот текст? Вы можете поддержать наше издание, купив пакет информационных услуг
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья