ENG
Интервью, Это интересно

Наталья Починок: «Пора менять систему поступления в вузы»

В конце ноября в Москве прошел VI национальный чемпионат «Абилимпикс», где люди с ограниченными возможностями здоровья могли показать свое профессиональное мастерство в самых разных областях — кулинарии, лингвистике, экономике, дизайне. О том, что стоит изменить в социальной политике государства, почему студентам важно заниматься волонтерством, какие навыки будут востребованы на рынке труда через несколько лет, «Инвест-Форсайт» поговорил с доктором экономических наук, ректором Российского государственного социального университета (РГСУ), председателем комиссии по социальной политике Общественной палаты РФ Натальей Починок, которая открывала «Абилимпикс».

— Наталья Борисовна, вы стали ректором РГСУ шесть лет назад, что изменилось в университете за это время?

— Мы с вами сегодня беседуем на площадке «Абилимпикс» — это один из важнейших образовательных инструментов всероссийского масштаба, который дает ребятам с инвалидностью возможность выбрать профессию мечты, получить образование, трудоустроиться. РГСУ уже пять лет как раз и является национальным центром по развитию этого движения. Наш университет разворачивал по всей стране волонтерские центры «Абилимпикса», строил мостик между участниками и экспертами, создавал государственные механизмы, позволяющие работодателям искать профессионалов среди ребят с инвалидностью. В 2016 году в чемпионате «Абилимпикс» участвовало 65 студентов, в этом году — уже 1162 студента. Считаю, что участие в таких проектах — одна из социальных миссий и призвание нашего университета, главного социального вуза страны. Как только я начала работать на должности руководителя университета, мы стали внедрять волонтерские практики. Сегодня попробовать себя в роли волонтера может каждый студент-первокурсник РГСУ.

— Почему это важно?

— Волонтерство прекрасно развивает коммуникационные и социальные навыки, необходимые каждому человеку. У нас в университете уже много лет подряд преподается предмет «Эффективные коммуникации», в котором львиную долю занимает волонтерство. Интернациональный совет по корпоративному волонтерству два года назад даже попросил нас сделать методическое пособие по развитию корпоративного волонтерства, и оно стало достоянием всей страны. Сейчас по решению Министерства науки и высшего образования волонтерская практика должна стать неотъемлемой частью любой образовательной вузовской программы.

— Волонтерский труд — это прекрасно, но многие студенты боятся, что не смогут устроиться на работу по специальности, не попадут в надежную компанию, не будут получать достойную зарплату. А на сайте РГСУ можно прочитать: «трудоустройство гарантировано». Хороший рекламный ход!

— На самом деле это не реклама и не пустые слова. Индивидуальная траектория развития каждого студента у нас реализуется следующим образом: на первом курсе все студенты в обязательном порядке должны получить социальные навыки (волонтерство встраивается в учебный процесс), затем через практические лаборатории попробовать свои силы в различных направлениях деятельности университета. Руководители лабораторий (подразделения РГСУ или наши партнеры) одновременно являются работодателями. Это и наши комбинаты студенческого питания, и служба приема и размещения в студенческом общежитии, и такая крупная компания, как Marriott International. Ребята обязаны получить опыт в таких лабораториях, эту часть учебного процесса нельзя «проскочить».

Благодаря практике студенты имеют возможность прокачать свои профессиональные навыки, а работодатели — присмотреться к тем, кого они хотели бы в будущем видеть своими сотрудниками. «Студенческие годы золотые», когда можно особенно не напрягаться и не задумываться о будущем, — это не про наш университет. Считаю, чем раньше произойдет погружение в профессию, тем лучше. Это помогает понять, насколько тебе подходит выбранная специальность, дает возможность, пока не поздно, свернуть на другую дорогу.

Кстати, у каждого студента РГСУ есть портфолио, открытые для всех работодателей нашей страны. Наш портал «Портфолио» интегрирован с государственной бесплатной кадровой системой Skillsnet, которая является частью крупнейшей базы вакансий «Работа в России». В портфолио можно увидеть и оценки учащегося, и его достижения, участие в общероссийских конкурсах, научных проектах, волонтерской деятельности. Благодаря портфолио стазу становится ясно: кто талант, а кто бездельник, кому интересно учиться, а кто ходит на лекции только ради диплома. Таким образом в обучение привносится соревновательный элемент — никому не хочется выглядеть бледно и скучно на фоне других.

— А ваши сыновья учатся в РГСУ или выбрали один из модных среди молодежи зарубежных вузов?

— Мой старший сын закончил колледж РГСУ по специальности «экономика и бухгалтерский учет», работал волонтером на «Абилимпикс». На этом чемпионате его, кстати, заметили и пригласили на стажировку рекрутеры из Marriott. В этой сети отелей он и убирал номера, и помогал в ресторане, и работал на стойке бронирования номеров. Узнал бизнес изнутри, учась на втором курсе колледжа. После колледжа он служил в армии, в Преображенском полку, участвовал в Параде Победы. Сейчас продолжает учебу на экономическом факультете РГСУ, хочет с другом открыть свой бизнес. Младший сын — айтишник. Как волонтер он работал в Детском технопарке РГСУ, рассказывал школьникам про виртуально дополненную реальность, обучал пенсионеров из «Московского долголетия» азам компьютерной грамотности. 16 ноября его призвали в армию, будет служить в десантных войсках. Это его выбор. И я не возражаю. Армия — очень полезный опыт для молодых людей.

— Да, армия — реальный опыт, в десантниках не послужишь дистанционно. А вот по поводу дистанционного образования сейчас разгораются очень бурные дискуссии. Студенты МГУ, к примеру, требуют скидки на обучение из-за дистанционки… В чем плюсы и минусы дистанционного образования? 

— Мы в РГСУ имеем большой опыт дистанционного обучения — цифровые решения мы использовали еще до пандемии, чтобы повысить качество заочного образования, сделать учебу заочников не менее насыщенной и интересной, чем у тех студентов, которые учатся очно. Чтобы быть эффективным, дистанционное обучение не должно стать калькой традиционного, когда преподаватель, читавший лекцию с кафедры в аудитории, теперь читает ее, сидя дома перед компьютером. В этом нет ничего инновационного.

Необходимо вносить в дистанционное обучение элементы виртуально дополненной реальности, геймификации, давать студентам четкую обратную связь, осуществлять контроль знаний. С объявлением карантина, 16 марта, все наши студенты остались дома и занимались точно по тому же расписанию, что было составлено раньше, проходили те же семинары и мастер-классы, которые планировались. Оказалось, дистанционка может быть очень эффективной. Например, во время дистанционных занятий нет тех, кто притаился на задней парте и ничего не делает; сейчас все на переднем плане, каждого могут спросить в любой момент. Благодаря видеофиксации всех наших дистанционных лекций и семинаров мы создаем уникальную библиотеку: студенты смогут смотреть и слушать дополнительные лекции по интересующим их предметам.

Получается, что при дистанционке учебный план в РГСУ не пострадал, трудозатраты педагогов не уменьшились. Потому и о снижении цен на обучение речи не идет.

Другой вопрос — сложная ситуация, в которую в этом году попали многие семьи в результате пандемии. Кто-то потерял работу, кому-то сократили или задерживают зарплату… Обращения студентов, которые говорят о падении доходов семьи и невозможности вовремя заплатить за обучение, мы рассматриваем, предоставляем комфортную рассрочку. Ребята должны иметь возможность учиться.

— Социальное напряжение растет во всем мире. Что бы вы изменили в социальной политике государства, чтобы сделать нашу жизнь хоть немного лучше и спокойнее?

— Прежде всего я изменила бы порядок поступления в колледжи и вузы ребят с инвалидностью. Сейчас есть квоты для поступления и обучения по программе бакалавриата. Государство определяет, что стране, например, инженерные профессии в данный момент важнее гуманитарных, вузы получают определенное количество бюджетных мест. Но ребята с инвалидностью — особенные, они в силу законодательства могут быть заняты не во всех сферах деятельности. Иногда выходит так, что выучившись какой-то профессии, они не могут трудоустроиться — закон не позволяет. А в колледжах и магистратурах для инвалидов вообще нет квот, они должны держать вступительные экзамены наравне с другими абитуриентами.

В РГСУ сейчас учится более трехсот студентов с инвалидностью, из них 45% на внебюджетной основе. Мое предложение — сделать возможным поступление в учебное заведение через образовательные сертификаты, чтобы каждый ребенок с инвалидностью имел право обучаться за счет государства в любой образовательной организации на любой аккредитованной программе, даже если на нее не выделено достаточно бюджетных мест. Еще я бы включила чемпионат «Абилимпикс» в образовательный процесс каждого студента с инвалидностью. Здорово, если все вузы будут информировать своих студентов-инвалидов о возможности в нем поучаствовать.

Нужно реформировать и законодательство, которое запрещает людям с ограниченными возможностями здоровья одновременно работать, получая зарплату, и сохранять пенсию по инвалидности. Многие не устраиваются легально на работу только из-за того, что боятся потерять пенсию или из-за того, что пенсия выше зарплаты, которую им предлагают. Почему бы не закрепить законодательно возможность получать в месяц сумму хотя бы в два прожиточных минимума? Это точно изменит жизнь людей к лучшему.

— «Мир после пандемии не будет прежним». Вы согласны с этим утверждением? Какие навыки окажутся особенно востребованными в новом мире?

— Думаю, за время пандемии мы привыкнем ограничивать личные контакты, а предложение встретиться и пообщаться будет означать не посиделки с друзьями в ресторане, а, скажем, общий чат. Конечно, никогда уже не будет прежним образование. Цифровые образовательные решения будут развиваться не просто быстро — стремительно. Поэтому неудивительно, что особенно востребованными станут цифровые компетенции. Причем во всех областях нашей жизни: в экономике, медицине, промышленности. Без цифровых и социальных компетенций в современном мире не добиться успеха ни в одной из профессий. Вот этому и стоит учиться. Благодаря личному общению с преподавателями и дистанционным занятиям, стажировкам и участию в волонтерских проектах. Мир не будет прежним, но это не значит, что он не будет лучшим.

Беседовала Наталья Сысоева

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»

Вам понравился этот текст? Вы можете поддержать наше издание, купив пакет информационных услуг
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья