ENG
Перейти в Дзен
Инвестиции, Интервью, Стартапы

Николай Персиянов: «Капитал на Восток пойдет вне зависимости от готовности наших стартапов»

В апреле в России появился инвестиционный хаб HIC Capital Group — он помогает стартапам выходить на глобальные рынки, а инвесторам — находить интересные и перспективные проекты. Сейчас компания охватывает свыше 10 стран, пяти регионов и 300 инвесторов, а также ежемесячно организует профильные мероприятия для венчурной индустрии. В частности, проводит первый международный индо-российский раунд Startup Huddle. Управляющий партнер и СЕО HIC Capital Group Николай Персиянов рассказал, в чем особенности нового инвестиционного хаба, что от него получают стартапы и инвесторы и как присоединиться эксперту.

Николай Персиянов, управляющий партнер и СЕО HIC Capital Group

Подписки для инвесторов и клубные мероприятия

— Расскажите вкратце, как возникла ваша компания?

— Год назад мне позвонили из Центра предпринимательства и «Деловой России» и предложили заняться организацией Startup Huddle — это международная программа для предпринимателей. К этому моменту я уже успешно реализовал формат Masterboards, делал стратегические сессии для стартапов, а новое направление работы требовало иного уровня компетенции и работы с более сложным кругом задач и людей. Тем не менее я принял это предложение. Вокруг сессий Startup Huddle возникло сообщество экспертов и партнеров, сформировался круг проектов и VC-комьюнити, заинтересованный в нашей помощи. Из этого формата на основе экосистемы Московской торгово-промышленной палаты, где мы проводили наши сессии, и возник хаб HIC — сначала как клуб, а потом и как компания. Организация была зарегистрирована в конце апреля этого года.

— Вы называете HIC инвестиционным хабом. В чем отличие между хабом и фондом?

— Мы не фонд. Мы — именно хаб: объединяем проекты с инвесторами, а также различные бизнес-экосистемы и рынки. Сейчас модель хаба примеряют на себя «большие» игроки, в частности банки. Но часто это про «работу с большим потоком», в которую мы не хотим скатываться: нам важен именно бутиковый подход к каждому проекту и партнеру. Особенно с учетом нашей международной составляющей. Скажу вкратце, что именно в этом экспортном контексте мы прорабатываем целесообразность создания своего фонда, но комментировать это пока преждевременно — в работе фондов и их разных моделей есть свои плюсы и минусы.

— На вашем сайте написано, что в HIC реализована модель подписки для инвесторов. Что это такое и зачем инвестору, собирающемуся вложить деньги в стартап через ваш хаб, нужна подписка?

— Мы больше не предлагаем такой формат информирования в качестве «услуги для открытого рынка»: вместо этого циклично представляем выборку стартапов для наших стратегических партнеров, которые могут самостоятельно инвестировать в предложенные проекты. Мы мониторим интересные решения на рынках нашего присутствия, а также в привлекательных для наших партнеров областях на российском рынке. Также у нас есть соответствующая рубрика в рамках Telegram-канала HIC THE GROUND, но здесь мы не хотим показывать стартапы именно «на продажу» инвесторам, а общаемся с целевой аудиторией начального уровня и демонстрируем примеры того, что происходит на рынке, в формате blind leads — по согласованию с фаундерами проектов.

— На сайте вы предлагаете клубный комплекс мероприятий. Что это такое и насколько обязательно для инвестиционного хаба?

— Речь идет об организации ивентов и онлайн-встреч только для «своих» время от времени. Но открытый формат «для всех» у нас тоже есть. Клубный комплекс — это своеобразный бонус. Возможно, для находящегося на государственных дотациях хаба корректнее реализовывать модель «все открыто и бесплатно». Но мы — частная компания, потому развиваем оба формата. При этом мы готовы организовать и гибридный custom-формат мероприятий для наших клиентов и партнеров, если в этом будет потребность.

Выбор экспертов для хаба

— Кто такие «Эксперты HIC» и в чем выгода быть таким экспертом? На вашем сайте есть возможность подать заявку и стать экспертом HIC. Как проходит отбор в команду?

— Отбор — правильное слово для вакансии, а здесь иной случай. Мы сами приглашаем людей, чью компетенцию видим подходящей для конкретного формата мероприятия или проекта. Например, 12 ноября 2021 года мы провели наш первый раунд в международном формате и планируем продолжать развивать направление международных ивентов с зарубежными партнерами. Эксперты, инвесторы и стартапы в любой момент могут подать заявку, мы все заявки рассматриваем на предмет сотрудничества. При этом партнеров мы отбираем не только по компетенциям: в первую очередь смотрим на наличие общих ценностей и взглядов.

— Люди, которых вы указали в блоке «Наши эксперты», довольно именитые, с уже построенной карьерой. Новички в сфере инвестирования к вам не обращаются или их анкеты вы отклоняете?

— Возможно, мы сами для кого-то выглядим «очень молодым игроком рынка». А к нам обращаются люди очень разные. Есть в том числе очень молодые и «новые» для сферы инвестирования. Принимаем мы совсем не на основании карьерного стажа. Мы рады всем интересным людям — как и рады помочь интересным проектам!

Российские стартапы за рубежом и перспективные направления

— Можете привести примеры успешных стартапов, которым помогли в HIC?

— Наши кейсы нужно делить на два блока. Первый — это примеры HIC как компании, которой мы стали в апреле 2021 года. Раскрывать имена здесь пока не можем: мы серьезно подходим к конфиденциальности и юридическим обязательствам, поэтому не готовы говорить о кейсах публично, пока наши стартапы-клиенты находятся в процессе вывода на зарубежный рынок. Не исключаем, что сможем раскрыть имена нескольких стартапов, когда завершится их экспортный цикл.

Второй блок — это кейсы HIC до инкорпорации: они не ограничены юридическими обязательствами конфиденциальности. Например, одна из московских арт-галерей. Здесь была история, когда мы буквально за пару раундов переговоров смогли помочь проекту привлечь средства для развития; сейчас мы в прекрасных отношениях с этой площадкой.

— На вашем сайте написано, что вы ведете 18 проектов в Индии, Тайване, Финляндии и ОАЭ. Почему нет ни одного проекта в России?

— Несмотря на обозначенные рынки, это именно российские проекты. Просто наше основное направление — «глобальная экспансия как услуга». С этой точки зрения мы считаем себя частью инфраструктуры развития российского технологического экспорта. Мы не «уводим компании с пакетом технологий на Запад», а открываем для российского стартап-комьюнити новые рынки, в частности на Востоке.

— Где вы сегодня видите наиболее перспективные направления инвестирования?

— В начале октября этого года мы посетили новосибирский Академгородок по приглашению Фонда «Академпарк» — мы считаем, что в российских регионах есть серьезные перспективы, если рассматривать проекты ранней стадии. А в целом мы видим стратегическую перспективу развития в регионе нашего фокуса — Южной и Юго-Восточной Азии.

— В 2020 году рынок MedTech очень быстро рос — в месяц приходило по несколько миллиардов долларов. Насколько выгодно инвестировать в MedTech сейчас?

— Не совсем корректный вопрос, на мой взгляд. Все относительно, и даже понимание самого термина на разных рынках отличается. Лучше понять — это hardware- или software-проекты и какая модель их развития. Вдобавок сейчас в медицинской сфере появляется пространство для реализации решений, которые, например, можно отнести к финтех-сфере. Но в целом направление MedTech мы оцениваем как перспективное, особенно для нашего фокус-региона — стран SAARC & ASEAN: Южной и Юго-Восточной Азии.

— Как бы вы охарактеризовали главную особенность современной ситуации на рынке стартапов?

— Первый важный момент — ускорение цикла развития стартапа. Соответственно, мы верим в возможность экспорта проектов на ранней стадии, если уже есть достаточная для этого экспертиза конкретного рынка и проект готов к выходу: здесь мы говорим как о правовой, так и бизнес-составляющей — как минимум имеющиеся права оформлены (например, конкретная технология зарегистрирована в РФ), есть осознание и готовность выделения отдельного бюджета для освоения нового рынка. Второй момент — «поворот на Восток». Однако китайский рынок будет явно излишне зарегулирован, поэтому мы говорим преимущественно о «некитайской Азии», Южной и Юго-Восточной, а также об Индии. Для многих наших проектов характерна «ошибка выжившего», например, по американскому рынку, при этом другие, менее перегретые, рынки недооценены. А капитал на Восток пойдет в любом случае — вне зависимости от готовности наших стартапов к работе «на сложных рынках».

Беседовала Кристина Фирсова

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья